Русский язык

Тема 7: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок 10: Различение НЕ и НИ

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект

Следует различать частицы не и ни по значению и употреблению.

 

Частица НЕ

Частица не употребляется для отрицания всего предложения или отдельных членов предложения. 

Например: Не я говорил об этом. - Я не говорил об этом.- Я говорил не об этом.

Если убрать частицу не, то смысл предложения изменится на противоположный: Я говорил об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НЕ:

  • при наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл.

 Например: не могу не упомянуть... (т. е. “должен упомянуть”), нельзя не сознаться... (т. е. “надо сознаться”);

  • в вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя вместе с ними сочетания:

как не,

кто не,

кто только не,

где не, где только не,

чем не,

чего не,

чего только не.;

сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не – ли.

НапримерКто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Да не изволишь ли отобедать?

  • частица не входит в состав устойчивых сочетаний, обозначающих:

а) предположение: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не;

б) усиленное отрицание: далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не.

Например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средство.

  • частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то - не то; не только - но; не то что не - а; не то чтобы не - а,

Например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь.

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется.

У партизан были не только винтовки, но и пулеметы.

  • Под ударением не входит в состав относительных местоимений: не́кто, не́что; и наречий: не́сколько, не́где и т.п. В этих словах не становится приставкой.

Частица НИ

Частица ни употребляется для усиления отрицания. Например: На небе позади не было ни одного просвета. В таких предложениях есть отрицательное сказуемое или слово нет, а частица ни стоит с существительным в Р.п. Например: не было (чего?) ни просвета.

Если убрать из предложения частицу ни, смысл предложения не изменится: На небе не было просвета.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы НИ:

  • частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла. Придаточные предложения начинаются сочетаниями:

кто ни, кто бы ни,

что ни, что бы ни,

как ни, как бы ни,

сколько ни, сколько бы ни,

куда ни, куда бы ни,

где ни, где бы ни,

какой ни, какой бы ни,

чей ни, чей бы ни,

когда ни, когда бы ни т.п.

Например: Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. Кто ни проедет, всякий похвалит.

  • частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далее, ни слова и т. п.;
  • в безударном положении частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто́, никого́ и т. д.; и наречий: никогда́, нигде́, никуда́, ниотку́да, никаќ, ниско́лько и т. п.
  • повторяющаяся частица ни приобретает значение союза.  

Например:  Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

  • двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т.п.

 

Список литературы

  1. Разумовская М. М., Львова С. И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С. Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Частица» (Источник)
  2. Институт открытого образования. Русский язык. Орфография и пунктуация (Источник)
  3. Сайт о русском языке и литературе. Частица (Источник)
  4. Русская грамматика. Частицы (Источник)
  5. Русский язык в странах СНГ. Русский язык. Частица (Источник)
  6. Словари. Виноградов В. В. Русский язык. Частица (Источник)
  7. Культура письменной речи. Культура письменной речи. Правописание частиц (Источник)

 

Домашнее задание

Упражнения № 387, 391. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание.  Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы не или ни.

1. (...) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (...) кроткий блеск лазури неба, (...) запах, веющий с полей, (...) быстрый лет коня ретива — (...) что души (...) веселит (Бат.). 2. В глуши (...) слышно было (...) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (...) долгогривыми конями, (...) златом, данью крымских орд, (...) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит — оттого, что (...) любить оно (...) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь — (...) истребят (...) годы их, (...) моды, (...) пожары (Гр.). 6. (...) было лица, на котором бы (...) выразилось удовольствия (Г.). 7. (...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (...) в чем (...) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был (Ч.). 10. Для него (...) было (...) каких — (...) физических, (...) моральных оков: он все мог сделать, и (...) нужно было, и (...) что его (...) связывало... Он (...) во что (...) верил и (...) чего (...) признавал. Но, (...) признавая (...) чего, он (...) только (...) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье. Он (...) откуда (...) бежал, и бежать ему было (...) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (...) за что бы я (...) хотела, чтобы и я ему так же (...) нравилась (Л.). 13. Я (...) намекал (...) разу (...) о пьяном господине, (...) о прежнем моем поведении, (...) о Грушницком (Л.). 14. У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц (Т.). 15. Как (...) старались люди, собравшись в одно (...) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (...) забивали камнями землю, чтобы (...) росло на ней, как (...) счищали всякую пробившуюся травку, как (...) дымили казенным углем и нефтью, как (...) обрезывали деревья и (...) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Т.).

 

Видеоурок: Различение НЕ и НИ по предмету Русский язык за 7 класс.