Русский язык

Тема 2: Главные члены предложения

Урок 5: Подлежащее

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Конспект

 

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?

 

Способы выражения подлежащего

Подлежащееодно слово:

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга):

именительный падеж – книга;

винительный падеж – книгу.

Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж;

Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.

Сравним два предложения: 1. Я не спал; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).

Подлежащеецельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма

Значение

Примеры

1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже

Количественное значение

Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены.

2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из

Избирательное значение

Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу.

3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом во множественном числе!)

Значение совместности

Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.

4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже

Фазисное значение (момент, стадия в развитии чего-либо)

Стоял конец сентября.

5. Существительное + согласуемое или управляемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)

Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие

Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.

6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя

Неопределённое значение

Что-то неприятное было во всем его облике.

 

 

Таблица создана издательством «Лицей»

Обратите внимание!

Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо.

Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море. План разбора подлежащего

1. Указать способ выражения подлежащего:

отдельное слово: существительное, прилагательное в функции существительного, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже в функции существительного; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.

2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Образец разбора

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Учебник: Русский язык: учебник для  8 кл.  общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.     
  2. Тесты по русскому языку (2011), автор Угроватова.
  3. Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах.
  4. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

Интернет-портал «skydriver.live.com» (Источник)

Интернет-портал «skydriver.live.com» (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

Найдите подлежащие в следующих предложениях. Разберите их по плану.

  1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).
  2. Домашние Настю к себе не требовали (Н. Лесков).
  3. Многое изменилось в хуторе (М. Шолохов).
  4. Всё живое спряталось от зноя (А. Чехов).
  5. На площади куча народа стояла (Н. Лесков).
  6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (К. Паустовский).
  7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (И. Тургенев).
  8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (К. Паустовский).
  9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (И. Тургенев).
  10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (И. Тургенев).

 

Видеоурок: Подлежащее по предмету Русский язык за 8 класс.