Русский язык
Тема 2: Главные члены предложенияУрок 5: Подлежащее
- Видео
- Тренажер
- Теория
Конспект
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?
Способы выражения подлежащего
Подлежащее – одно слово:
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга):
именительный падеж – книга;
винительный падеж – книгу.
Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж;
Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Сравним два предложения: 1. Я не спал; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).
Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
Форма |
Значение |
Примеры |
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже |
Количественное значение |
Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены. |
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из |
Избирательное значение |
Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу. |
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом во множественном числе!) |
Значение совместности |
Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать. |
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже |
Фазисное значение (момент, стадия в развитии чего-либо) |
Стоял конец сентября. |
5. Существительное + согласуемое или управляемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) |
Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие |
Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове. |
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя |
Неопределённое значение |
Что-то неприятное было во всем его облике. |
|
|
Таблица создана издательством «Лицей» |
Обратите внимание!
Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо.
Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море. План разбора подлежащего
1. Указать способ выражения подлежащего:
отдельное слово: существительное, прилагательное в функции существительного, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже в функции существительного; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).
Образец разбора
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Список рекомендованной литературы
- Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
- Тесты по русскому языку (2011), автор Угроватова.
- Русский язык. 5–9 классы: правила орфографии в таблицах и схемах.
- Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
Интернет-портал «skydriver.live.com» (Источник)
Интернет-портал «skydriver.live.com» (Источник)
Рекомендованное домашнее задание
Найдите подлежащие в следующих предложениях. Разберите их по плану.
- Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой).
- Домашние Настю к себе не требовали (Н. Лесков).
- Многое изменилось в хуторе (М. Шолохов).
- Всё живое спряталось от зноя (А. Чехов).
- На площади куча народа стояла (Н. Лесков).
- На ступеньках сидело двое незнакомых людей (К. Паустовский).
- Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (И. Тургенев).
- Маша с лётчиком медленно пошли по росе (К. Паустовский).
- Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (И. Тургенев).
- Уже более трёх часов протекло с тех пор (И. Тургенев).