Русский язык

Тема 6: Обособленные члены предложения

Урок 8: Обособление определений

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Обособление определений

 

На этом уроке пойдёт речь об обособлении определений.

 

Обособление – это интонационное выделение и отделение на письме запятыми какого-либо члена предложения.

Что касается определений, то обычно обособляются, т. е. выделяются на письме запятой или в середине предложения двумя запятыми, определения, выраженные причастными оборотами, т. е. причастиями с зависимыми от них словами, или прилагательными с зависимыми от них словами, стоящие после существительного или слов другой части речи в функции существительного. Например:

Портфель, забытый профессором, лежал на автобусной остановке.

Однако если определяемое существительное само по себе не выражает нужного смысла и нуждается в обязательном определении, такое определение не обособляется. Например:

С профессором часто случались вещи довольно неприятные.

Само по себе слово вещи в этом контексте не имеет смысла без определения:

С профессором довольно часто случались вещи.

Нужно определение. Такое определение в предложении есть, и оно не обособляется.

 

Обособление распространённых согласованных определений

 

 

1. Не обособляется распространённый причастный оборот или прилагательное с зависимыми от него словами, если они являются частью сказуемого, т. е. по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым. Например:

 

Профессор проснулся очень раздражённый всем вокруг, потому что поздно лёг спать и не выспался.

Обычно такие конструкции образуются при глаголах движения или состояния, которое выступает в качестве связывания. Но если глагол сам по себе является сказуемым, то определение, конечно же, обособляется. Например:

Профессор оделся и вышел из дому, очень раздражённый непогодой.

2. Как было сказано выше, обособляются определения, распространённые и стоящие после определяемого слова. Если распространённое определение стоит до определяемого слова и не имеет дополнительного обстоятельственного значения, то такое определение не обособляется. Например:

Забытый профессором портфель остался лежать на автобусной остановке.

3. Причастия и прилагательные с зависимыми от них словами, стоящие после неопределённого местоимения, как правило, не обособляются, потому что образуют с местоимением смысловое единство (одно целое по значению). Например:

В автобусе профессор очень долго искал в своих карманах что-нибудь похожее на автобусный билет.

Однако если такое определение не очень тесно связано по смыслу с неопределённым местоимением и мы можем сделать паузу между местоимением и определением, то обособление возможно. Например:

Вдруг кто-то, довольно высокий и крупный, толкнул профессора.

4. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются от следующего за ними причастного оборота и тесно примыкают к нему. Например:

Всё находившееся в карманах было тщательно проверено – билета в них не оказалось.

Однако если местоимение употреблено в функции существительного или причастный оборот носит уточняющий характер, то обособление будет. Например:

К списку неприятностей добавились и эти, чрезвычайно расстроившие профессора, обстоятельства.

5. Нередко бывает, что предложения с согласованными определениями имеют варианты пунктуации, отражающие разницу в их значении. Например:

И эта смятая бумажка тоже не была автобусным билетом.

В этом предложении нет обособления, потому что подразумевается, что в кармане профессора было много смятых бумажек. Рассмотрите другой вариант:

И эта, смятая, бумажка тоже не была автобусным билетом.

Такое обособление даёт нам понять, что в кармане профессора была одна смятая бумажка, которую он тоже чуть не принял за автобусный билет.

6. Не отделяется запятой распространённое определение, которое следует за отрицательным местоимением. Например:

С сегодняшними неприятностями не смогло сравниться ничто происшедшее с профессором в течение недели.

 

Обособление одиночных согласованных определений

 

1. Обособляются два и больше одиночных определений, если они стоят после определяемого слова, а перед ним есть ещё одно согласованное определение. Например:

 

Несчастный профессор, раздражённый и мрачный, отправился искать свой портфель.

Если перед определяемым словом нет дополнительного определения, то последующие одиночные определения обособляются или не обособляются в зависимости от степени их связи с определяемым словом. Например:

Профессор, раздражённый и мрачный, отправился искать свой портфель.

В этом предложении обособление есть.

По дорожке чистой, гладкой я прошёл, не наследил.

В этом предложении обособления нет.

2. Одиночное нераспространённое определение обособляется, если стоит после определяемого слова и несёт на себе большую смысловую нагрузку, т. е. может быть приравнено по значению к придаточному предложению. Например:

К парку уныло брёл профессор, не выспавшийся.

В этом предложении определение не выспавшийся можно заменить придаточным предложением, например:

К парку уныло брёл профессор, который сегодня не выспался.

3. Одиночное нераспространённое определение обособляется, если имеет так называемое обстоятельственное значение. Например:

Профессор, рассеянный, много раз забывал свои вещи, но портфель – в первый раз.

Определение рассеянный мы можем заменить на другую конструкцию, которая будет иметь обстоятельственное причинное значение. Мы к ней сможем задать вопрос почему? Например:

Профессор, будучи рассеянным, много раз забывал свои вещи, но портфель – в первый раз.

4. Обособляется одиночное определение, если оно оторвано от определяемого слова. Например:

Профессор нахмурился и, мрачный, продолжил поиск своего портфеля.

5. Обособляются одиночные нераспространённые определения, которые имеют уточняющее либо пояснительное значение. Например:

«Я оставил здесь чёрный портфель, кожаный», – сказал профессор.

 

Общие правила для одиночных и распространённых согласованных определений

 

1. Обособляются одиночные или распространённые определения, стоящие непосредственно перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное значение: причинное, условное, временное, пространственное. Например:

 

Расстроенный потерей, профессор понуро брёл в сторону парка.

2. Если распространённое или одиночное определение оторвано от определяемого слова другими членами предложения, то оно обособляется вне зависимости от того, находится оно перед определяемым словом или после него. Например:

Расстроенный, понуро брёл профессор в сторону парка.

или

Профессор понуро брёл в сторону парка, расстроенный.

3. Несколько обособленных определений, чаще всего стоящих в конце предложения, могут отделяться при помощи тире. Например:

Вдруг за спиной профессор услышал шаги – тяжёлые, грозные.

 

Обособление определений, относящихся к личному местоимению

 

 

Вне зависимости от расположения, обособляются определения, относящиеся к личному местоимению. Например:

 

Ему, и так расстроенному потерей портфеля, грозила новая неприятность.

Но из этого правила есть три исключения:

  • Не обособляется определение, относящееся к личному местоимению, если это определение по смыслу связано и со сказуемым:

Он вышел из парка уже окончательно напуганный.

  • Не обособляется определение, относящееся к личному местоимению, если оно выражено формой винительного падежа. Такая конструкция может быть заменена современной формой с творительным падежом:

Прохожие видели его бегущего в глубь парка.

Мы можем заменить так:

Прохожие видели его бегущим в глубь парка.

  • Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях, например:

«Ах ты бедненький!» – воскликнула старушка.

Вы узнали об обособлении определений, выраженных причастиями и прилагательными (одиночными или с зависимыми словами), т. е. о согласованных определениях. Теперь обсудим, в каких случаях обособляются несогласованные определения.

 

Обособление несогласованных определений

 

 

1. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительного, чаще всего с предлогом, обособляются, если подчёркивается в предложении выражаемое ими значение. В таких случаях эти несогласованные определения могут стоять и до определяемого слова, и после него. Например:

 

Профессор, в расстёгнутом пальто, бежал куда глаза глядят.

или

В расстёгнутом пальто, профессор бежал куда глаза глядят.

Обычно, это несогласованное определение, относящееся к имени собственному. Например:

Иван Никонорович, с его рассеянностью, мог заблудиться даже в городском парке.

Такие несогласованные определения могут относиться к личному местоимению, например:

Он, с его рассеянностью, мог заблудиться и в городском парке.

2. То же самое относится к несогласованным определениям, которые оторваны от определяемого слова каким-то членом предложения:

Он мог, с его рассеянностью, заблудиться даже в городском парке.

3. Аналогично ведут себя несогласованные определения, которые включены в ряд однородных определений, в числе которых есть обособленное согласованное определение. Например:

Профессор, несчастный, напуганный, в расстёгнутом пальто, бежал куда глаза глядят.

4. Очень часто обособляются несогласованные определения, которые стоят при словах, обозначающих степень родства, профессию, занимаемую должность и т. д. Потому что такие определения имеют значение добавочного сообщения. Например:

Директор парка, со стопкой бумаг в руках, вышел посмотреть, что происходит.

5. Иногда несогласованное определение обособляется, чтобы оторвать (отделить) его от сказуемого, к которому оно может относиться, но не относится. Например:

Бежали два человека: первый, с портфелем в руках, догонял второго, в расстёгнутом пальто.

Посмотрите, что будет, если не будет обособления во втором случае:

Бежали два человека: первый, с портфелем в руках, догонял второго в расстёгнутом пальто.

Видно, что последнее определение в расстёгнутом пальто во втором случае относится к сказуемому догонял и, соответственно, к другому человеку.

6. Обособляются несогласованные определения, выраженные формой сравнительной степени с зависимыми словами. Обычно, такому определению предшествует согласованное определение. Например:

Человек позади был крупным, намного крупнее и тяжелее профессора.

7. Обособляются и выделяются на письме тире несогласованные определения, выраженные инфинитивом (неопределённой формой глагола), перед которыми можно поставить слова а именно. Например:

Я бежал за вами с одной целью – отдать ваш портфель.

Можем заменить так:

Я бежал за вами с одной целью, а именно отдать ваш портфель.

Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется тире с двух сторон. Например:

Только с одной целью – отдать ваш портфель – я бежал за вами.

НО, если по условиям контекста после второго определения в предложении должна быть запятая, то второе тире упускается. Например:

Так как у прохожего была единственная возможность отдать портфель – догнать профессора, то он побежал вдогонку.

Итак, сегодня на уроке вы подробно разобрали случаи обособления согласованных и несогласованных определений.

 

Список литературы

  1. Багрянцева В. А., Болычева Е. М., Галактионова И. В., Литневская Е. И. и другие. Русский язык.
  2. Бархударов. С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык.
  3. Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008. Е. И. Литневская.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «yaklass.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «rusyaz-online.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «dic.academic.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Расскажите правила обособления несогласованных определений.

2. Найдите в данных предложениях обособленные согласованные определения.

Ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Совершенно случайно мы встретили Андрея, в пыли, уставшего.

Счастливый, он рассказал мне о своих успехах.

Тропинка, зарастающая травой, вела к реке.

Издалека мы увидели матросов в отглаженной форме, счастливых и довольных.

Две стеариновые свечки, в дорожных серебряных шандалах, горели перед ним.

3. Расставьте знаки препинания в предложениях, опираясь на правила обособления определений.

Плывшие по небу тучи делались всё темнее и темнее.

Сквозь зелень ветвей он увидел луну бегущую в прозрачном облачке.

Ручейки сверкающие и бурлящие весело бежали по деревенским улицам.

Полный раздумья и волнений он ехал в своё имение.

Вдруг куница махнула на дерево и невидимая пошла по кронам.

Охваченный внезапным порывом решимости лейтенант ринулся в бой.

 

Видеоурок: Обособление определений по предмету Русский язык за 8 класс.