Русский язык

Тема 1: Синтаксис

Урок 8: Связь слов в словосочетании

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение

Словосочетание – синтаксическая единица, состоящая из двух и более знаменательных слов, соединённых подчинительной связью.

Виды связи слов в словосочетании.

Основные виды синтаксической связи – сочинительная и подчинительная.

В словосочетании используется только подчинительная связь, а в предложении – оба вида связи (сочинение и подчинение).

Сочинительная связь объединяет равноправные члены или простые предложения в составе сложного (мальчики и девочки; столы и стулья; Лето было в разгаре, и солнце сильно припекало).

Основное средство связи при сочинении – сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главные и зависимые слова в словосочетании. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главного слова к зависимому:

видеть (что?) дом, книга (о ком?) о герое.

Средством подчинительной связи часто служит окончание зависимого слова:

любить маму, увидеть за окном.

Подчинительная связь может быть уточнена предлогом: рецензии на статью, сидеть за партой, уехать в город.

В словосочетании выделяются три вида подчинительной связи:

  1. согласование;
  2. управление;
  3. примыкание.

 

Согласование

Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: красная роза (ж.р., ед. ч., И.п.) или в числе и падеже: наши тетради (мн.ч., И.п.).

 

Главное слово при согласовании – это имя существительное или любая другая часть речи в роли существительного: золотой осенний лист (сущ.), уважаемые отдыхающие (субстантивированное прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено:

  1. прилагательным (занимательная книга);
  2. притяжательным местоимением (кроме его, её, их) мой дом;
  3. причастием (просмотренный фильм);
  4. порядковым числительным (первую/одну тетрадь).

Слово оба согласуется в числе и роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

 

Управление

Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога.

 

Главным словом в словосочетаниях с управлением могут быть:

  1. глагол (писать сочинение);
  2. имя существительное (движение машины);
  3. имя прилагательное (полный тревоги);
  4. наречие (наедине с сыном).

Зависимое слово обычно выражается именем существительным или словами любой части речи в роли существительного: посмотреть на сидящего, лететь с ним.

Обратите внимание!

Правильно говорить: заплатить за проезд (за что?), оплатить проезд (оплатить что?)

При управлении падежные формы большинства вещественных и некоторых собирательных существительных зависят от значения:

при обозначении части целого в Р.п. имеют окончание -у (-ю) – килограмм сыру,

при обозначении целого употребляются в Р.п. с окончанием -а (-я) – вкус сыра. Однако, если существительное на -у (-ю) имеет определение, оно употребляется с окончанием -а (-я) – килограмм голландского сыра.

 

Примыкание

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

Главное слово в словосочетаниях с примыканием может быть выражено следующими частями речи:

  1. глаголом (идти не торопясь, много думать);
  2. именем существительным (письмо по-английски, желание работать);
  3. именем прилагательным (очень стеснительный, склонный преувеличивать);
  4. наречием (слишком рано, очень быстро).

Зависимое слово при примыкании чаще всего выражается:

  1. наречием (идти пешком);
  2. деепричастием (шёл спускаясь);
  3. неопределённой формой глагола (думал уйти);
  4. неизменяемым прилагательным (цвет хаки).

Кроме того, зависимое слово может быть выражено сравнительной степенью прилагательного: девочка постарше, существительным газета «Известия».

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник: Русский язык: учебник для  8 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

  1. Словосочетание (Источник)
  2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (Источник)
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник)
  4. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е. А. (Источник)

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Электронные задания (Источник)

2. Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

3. Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:

Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

4. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:

Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

5. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

6. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Медленно  опускаться на парашюте.

 

Видеоурок: Связь слов в словосочетании по предмету Русский язык за 8 класс.