Русский язык
Тема 7: Дополнительно: сложные предложения с разными видами связиУрок 1: Сложные предложения смешанного типа. Знаки препинания в предложениях смешанного типа
- Видео
- Тренажер
- Теория
Конспект
В сложном предложении могут сочетаться предложения с разными видами связи, которые содержат в себе все три вида связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь) или два вида связи в различных комбинациях. Формальный признак вида связи – сочинительный/подчинительный союз, или отсутствие союзов. Чтобы понять, какой в предложении вид связи, надо найти грамматические основы, определить по ним количество предложений и задать вопрос от одного предложения к другому. Несколько предложений могут составлять одну сложную часть, и тогда мы видим, например, такую конструкцию.
(Бархударов С. Г. и др. Русский язык: учебник для 9 кл.)
В первом случае предложение состоит из трех частей, соединенных сочинительными союзами НО и И. Первая часть – СПП с придаточным, стоящим внутри главного. 2-я и 3-я части – простые предложения с сочинительной связью. Т. о., первое предложение - сложное предложение с различными видами связи - сочинительной и подчинительной.
Во втором случае – две части: 1-я – простое предложение, соединенное со второй частью бессоюзной связью. Вторая часть – СПП.
Запятые в таких предложениях ставятся по правилам соответствующих предложений с одним видом связи, но, если рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы, то запятую ставим, если нет второй части двойного союза (ТО, ТАК) или союза НО.
Примеры
1. [Костер горел ярко], и, (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мира]. (И. Бунин; см. М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Русский язык. Справочные материалы.)
[ ], и, (1-я часть двойного подчинительного союза), [2-я часть двойного подчинительного союза чем, …тем].
2. [Наступила весна], и (хотя светило яркое солнце), но [на улице было еще прохладно].
[ ], и ( подчинительный союз хотя), но [ ].
3. [Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу], и_(если пристально вглядеться), [то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение]. (К. Паустовский) – Союз И соединяет простые предложения. [ ], и (подчинительный союз если), [то].
Список литературы
- 9 кл. Учебн.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Ч. 2 / [В. Я. Коровина и др.]. – М.: Просвещение, 2006. – С. 71.
- Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / С. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник)
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари... (Источник)
- Интернет-портал «classes.ru» (Источник)
- Интернет-портал «rusolimp.kopeisk.ru» (Источник)
- Интернет-портал «mlp.fltrp.com» (Источник)
Домашнее задание
Вопросы
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- На какие виды (по видам союзов) делятся ССП?
- На какие виды делятся СПП?
- На какие виды делятся БСП?
- Из скольких предложений может состоять сложное предложение смешанного типа?
- Какие виды связи могут быть в сложном предложении смешанного типа?
Упражнение 1. Найдите грамматические основы в предложениях.
1. Для сохранения культуры не так важно иметь университет, но необходимо иметь библиотеку. (Д. Лихачев) 2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (И. Тургенев) 3. За обедом речь шла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. (Л. Толстой) 4. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов) 5. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль. (И. Тургенев) 6. Костер горел ярко, и, чем ближе я подъезжал к нему, тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мира. (И. Бунин) 7. Наступила весна, и хотя светило яркое солнце, но на улице было еще прохладно. 8. Летом появилась возможность поехать на юг – мы с нетерпением ждали окончания занятий в школе, и, когда сообщили друзьям о приезде, они были очень рады.
Упражнение 2. Найдите придаточные в СПП. Определите их вид.
1. (1) Я хотел, (2) чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, (3) где под музыку лягушек я растил себя поэтом. (С. Есенин) 2. (1) Возвращаясь домой, (2) князь Андрей не узнал дуба, (3) который весь преобразился и раскинулся шатром сочной зелени. 3. (1) В стихах, написанных в этот период (1915–1917), уровень мастерства заметно повысился, (2) Есенин достиг поэтической зрелости, (3) о чем свидетельствуют стихи о судьбе России. 4. (1) Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» посвящено ожиданию чуда, неземного «дорогого гостя», (2) знаки присутствия и пришествия которого явлены повсюду. 5. (1) Обе девицы надели желтые и красные башмаки, (2) что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин) 6. (1) Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, (2) если она дурно выражена. (Вольтер)
Упражнение 3. Найдите в тексте предложения, соединенные бессоюзной и сочинительной связью.
По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.
(Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011)