Русский язык

Тема 4: Повторение орфографии

Урок 1: Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Вступление

 

На уроке мы повторим, как не ошибиться в орфограмме и как пишется НЕ с различными частями речи.

 

 

Порядок действий при выборе орфограммы

 

Чтобы не ошибиться в правописании орфограмм, необходимо пользоваться  удобной схемой. Порядок действия при выборе орфограммы – буквы может быть таким:

 

  1. Находим орфограмму – букву.
  2. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма – буква.

Если буква в приставке или корне – применяем правило.

Если буква в суффиксе или окончании – определяем, к какой части речи относится слово. Затем применяем правило, которое действует для этой морфемы в конкретной части речи.

 

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями

 

Правописание НЕ с различными частями речи. Чтобы удобнее было запоминать, объединяем части речи со сходными правилами.

 

1-я группа: существительные, прилагательные, наречия.

СЛИТНО пишем:

  • если слово без НЕ не употребляется: неряха, нелепый, небрежно;
  • если можно подобрать к слову синоним без НЕ: неправда (ложь), неширокая река (узкая), нехорошо (плохо).

РАЗДЕЛЬНО:

  • если есть или подразумевается противопоставление: не широкая, а узкая река;
  • если есть слова далеко, вовсе, отнюдь, ничуть: вовсе не интересный фильм, далеко не легкое дело.

 

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями

 

2-я группа: глаголы и деепричастия.

 

С ними НЕ всегда пишем раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: не читал, не читая, негодовал, негодуя.

НЕ пишется слитно, если входит в приставку НЕДО: При жизни ученого недооценивали.

Деепричастие не надо путать с производным предлогом несмотря на, в котором не пишется слитно.

 

Правописание НЕ с причастиями

 

3-я группа: причастия. Используется алгоритм:

 

определяем, краткая или полная форма.

Полная форма:

РАЗДЕЛЬНО: если есть противопоставление: не написанный, а напечатанный;

если есть зависимые слова: еще не прочитанная книга;

СЛИТНО: если нет противопоставления: непрочитанная книга.

Краткая форма – пишем раздельно: не написана.

 

Правописание НЕ с другими частями речи

 

Другие части речи.

 

РАЗДЕЛЬНО пишем не:

  • с числительными: не пять;
  • с местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных): не она. Отрицательные и неопределенные местоимения пишем с не- (ни-) раздельно, если есть предлог (слитно – если предлога нет): некого – не у кого;
  • с краткими прилагательными, которые не употребляются в данном значении в полной форме: не рад, не готов;
  • со всеми словами, которые пишутся через дефис: (поступил) не по-товарищески.

 

Практикум

 

Домашнее задание

 

Вопросы

  1. Нужно ли определять часть речи, чтобы правильно написать орфограмму в приставке или в корне?
  2. В каком  случае для написания орфограммы – буквы надо определять часть речи?
  3. В каких случаях пишем НЕ с существительными, прилагательными и наречиями раздельно?
  4. Всегда ли НЕ с глаголом и деепричастием пишется раздельно?
  5. Всегда ли причастия пишутся с НЕ слитно?

Упражнение 1. Раскройте скобки.

Ряд (не)седьмой, (не)знал его, (не)легко решить, (не)смотря по сторонам, (не)смотря на плохую погоду, трава (не)скошена, (не)дорогая, а красивая ткань, еще (не)распустившийся  цветок, (не)кому, (не)к кому, (не)чего бояться.

Упражнение 2. Измените слова так, чтобы там, где НЕ написано слитно, нужно было писать раздельно и наоборот.

(1) Незаконченный роман, (2) не выполненное нами задание, (3) несъеденный торт, (4) недалеко, (5) несмешно, (6) не смотря по сторонам.

 

 

Список литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.
  3. Литневская Е. И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, 2006.
  4. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М.: 2012.
  5. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  6. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
  7. Авторские материалы Северян Т. В.

 

Использованные ресурсы Интернет

  1. Словарь лингвистических терминов (Источник)
  2. Подчинительные союзы и союзные слова (Источник)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник)
  2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (Источник)

 

Видеоурок: Повторение орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи по предмету Русский язык за 9 класс.