Виртуальная реальность

Тема 3: Как запускаются VR-проекты?

Урок 1: Как создаются VR-приложения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

В этом модуле вы узнаете:

  • с чего начинается процесс разработки проекта — и пройдете первые его этапы;

  • что на этих этапах должен делать заказчик, а что — команда разработки (и кто в нее входит);

  • почему так важно делать прототип — грубую, но рабочую версию вашей идеи;

  • и увидите, как делался реальный проект для известного заказчика — Третьяковской галереи.

VR-проект: основные этапы

Базово VR-проект состоит из тех же этапов, что и любой другой. Но профессионалы отрасли называют их по-своему. Ниже вы найдете карту такого проекта — она поможет вам говорить с подрядчиком на одном языке и понимать, какие задачи и результаты важны на каждом этапе.

Какой бы проект мы ни делали, мы всегда обсуждаем идею и приходим к общему знаменателю, затем делаем все подготовительные работы, чтобы идея стала явью, а в конце сдаем и принимаем результат. Ну и используем его, конечно. Вот как этот процесс выглядит во времени в случае с созданием VR-приложения — помните, что в зависимости от сложности решения сроки могут сдвигаться в большую сторону.

 

 

Препродакшн: бриф, концепт — что это и зачем это нужно

Любой VR-проект связан с разработкой программного обеспечения, выбором устройств для его запуска, созданием графики и другого сложного наполнения. Что бы вы ни хотели сделать — кино, игру для продвижения продукта или симулятор для обучения коллег — без привлечения профессионалов к этому процессу не обойтись. Чтобы подрядчик начал работы, вам нужно зафиксировать с ним базовые договоренности. Для фиксации основных вещей нужен бриф — короткий документ. Для фиксации деталей — концепт, детальный документ на базе брифа. Мы разберем процесс на реальном проекте — серии ArtVR для Третьяковской галереи, а поможет нам в этом Павел Совушкин, UX-дизайнер из VRTech.

Познакомьтесь с проектом ArtVR — серией коротких игр, которые продемонстрируют особенности стиля разных художников в интерактивной манере. Надев VR-шлем, вы можете очутиться посреди мастерской выбранного художника и создать несколько уникальных полотен в его стиле. Воткакэтовыглядит:

 

 

Давайте разберемся с вопросом о том, с чем вам как заказчику нужно определиться на стадии брифа.

На этапе брифа заказчик должен понимать:

  1. Какую задачу хочет решить и каких бизнес-целей достичь.

  2. Какова будущая аудитория проекта и сколько человек получат VR-опыт.

  3. Контекст: когда и в каких условиях пользователь будет использовать приложение.

Теперь ответим на вопрос: какие вещи влияют на стоимость проекта?

На стоимость проекта повлияют:

  1. Ваши ожидания по реалистичности картинки. Должен ли мир быть фотореалистичным? А может быть, достаточно аркадной графики? Важна ли графика для решения бизнес-задач?

  2. Качество трекинга: будет ли человек видеть только свои руки, либо ему нужно будет видеть свое тело полностью?

  3. Количество действий и длительность сессий: то, сколько действий должен совершить и сколько умений должен получить пользователь в VR.

Как подготовиться к встрече с подрядчиком

Лучший вариант — договориться о встрече на территории исполнителя: так представителям VR-студии будет проще продемонстрировать вам все возможности виртуальной реальности и свои работы в этой сфере. Сама встреча будет проходить в виде интервью. Ниже мы собрали примерный диалог подрядчика и заказчика. Узнайте, о чем вас могут спросить, и подумайте, как рассказали бы подрядчику о своей идее.

  • Подрядчик: Есть ли у вас уже идея приложения? Какая?

    • Заказчик: Да, хотим сделать тренажер, который поможет готовиться к публичным выступлениям.

     

  • Зачем мы делаем этот проект и какого результата хотим добиться?

    • Наша задача — помочь сотрудникам преодолеть страх публичных выступлений. Они должны научиться справляться со стрессом, понимать, что делать в ситуациях, когда что-то пошло не так. Например, когда публика плохо реагирует на выступление, скучает, слайды не запустились и т. д.

     

  • На какую аудиторию рассчитан проект?

    • Мы хотим вовлечь в обучение руководителей департаментов и топ-менеджеров по всей стране. Они уже проходили тренинги по публичным выступлениям, умеют хорошо и интересно говорить, но работа со скучающей публикой и другие стрессовые ситуации — до сих пор проблема для многих.

     

  • Насколько реалистичную картинку вы хотите видеть? Зачем? Можно ли обойтись без нее?

    • Задача тренажера — погрузить человека в стрессовую ситуацию, поэтому мы ждем, что графика будет фотореалистичной.

     

  • Как люди будут работать с приложением? Это будет групповое занятие или самостоятельная работа? Если вы отведете для проекта помещение, то что будет в зоне для VR-проекта? Это повлияет на выбор и стоимость оборудования?

    • Мы не можем выделить специальное помещение, люди будут обучаться прямо на рабочем месте.

     

  • А будет ли кто-то рассказывать о том, как пользоваться приложением, проводить инструктаж?

    • Да, методист образовательного отдела будет выезжать на место при подключении нового офиса и работать с каждым учеником какое-то время.

     

  • Сколько пользователей будет у приложения, и как люди будут проходить задания?

    • У нас 10 филиалов, мы готовы обучить до 100 сотрудников в каждом. Сотрудники, как правило, очень заняты, поэтому будут проходить задания по одному, при этом занятие не должно длиться больше 30 минут.

     

  • Что, на ваш взгляд, пользователь должен делать в приложении? Важно понять вашу версию, чтобы прикинуть число механик (это влияет на стоимость).

    • Мы провели опрос и хотим воссоздать 5 самых частых стрессовых ситуаций:

      1. Не загрузились слайды или видео.

      2. Зрители слушают равнодушно.

      3. Зрители не слушают — разговаривают между собой и т. д.

      4. Сломался кликер или микрофон.

      5. Недовольные выкрики и громкие комментарии из зала не по теме.

       

     

  • Нужно ли воссоздавать под проект определенное помещение, здание или уникальные объекты, существующие в реальности?

    • Нет, мы не хотим воссоздавать «Олимпийский». Так как мы создаем один тренажер на все подразделения и не знаем, где, кто и когда точно будет выступать, достаточно воссоздать несколько пространств: камерная аудитория (до 50 человек), средняя аудитория (несколько сотен слушателей), конференц-зал (700 и более человек).

     

Конечно, возможны и другие вопросы. Будьте готовы к этому и старайтесь отвечать подробно — чем больше информации для размышления получит исполнитель, тем быстрее и качественнее вы заполните бриф и перейдете к обсуждению деталей: как должен выглядеть виртуальный мир, какие цвета и персонажи в нем могут быть и т. д. Все эти детали вы зафиксируете в концепции.

Основные действия и результаты на первом этапе

С момента согласования брифа и до конца проекта основная работа ложится на плечи исполнителя. Ваша задача как заказчика — вовремя включаться, отвечать, предоставлять недостающую информацию и обратную связь, подключать коллег, которые могут выступить консультантами проекта.

Поначалу это может быть сложно: вместо яркого трехмерного мира придется ориентироваться на текстовые описания, рисунки и, если будет очень нужно, грубые 3D-модели. На языке исполнителя эти вещи называются так: концепция, концепт-арт и прототип.

 

 

Прототип: как заранее проверить, что пользователю будет комфортно

Когда делать и не делать прототип

Основная цель прототипа — дать вам «живьем» попробовать разные идеи, касающиеся ключевых деталей сюжета и ключевых взаимодействий пользователя с VR-миром. Иногда этот грубый 3D-набросок может сэкономить вам деньги и время, позволив отказаться от излишне сложных затей на старте проекта. Но сам прототип тоже будет чего-то стоить. Вот что следует держать в уме, решая, заказывать ли его.

Прототип — это сильно упрощенная по сравнению с финальным решением версия вашего будущего VR-мира. В нем может не быть утвержденных вами в концепте цветов, объектов и персонажей (скажем, вместо запланированного по сюжету гоночного автомобиля с лого компании может стоять параллелепипед, а вместо чашки — кубик). «Украшательства» специально не добавляют в прототип, чтобы не тратить время и деньги, а также дать глазу и мозгу сосредоточиться на идее, которую вы проверяете.

 

 

Как прототип помогает проверять гипотезы. Посмотрите на результат проекта ArtVR: продуманная локация, интересные механики, четкое управление фокусом внимания и действиями пользователя, возможность опубликовать результат в соцсети.

 

 

Команда VRTech делала такое приложение впервые, а у заказчика — Третьяковской галереи — тоже не было опыта и экспертизы, чтобы сразу сказать, «как будет лучше». Поэтому они собрали все гипотезы, которые нуждались в проверке, и в течение двух недель тестировали их на прототипе. Этап прототипирования помог им найти оптимальные ответы на следующие вопросы:

  • Как игрок поймет, каким способом может создавать и менять картину?

  • Как должна выглядеть и какие размеры должна иметь кисть, как она должна ощущаться в руке?

  • Какой размер комнаты в VR будет оптимален, какие предметы нужно добавить в нее или, наоборот, убрать из нее, чтобы пользователь действовал так, как мы хотим?

  • Освещение и окружение: какое ощущение они создают и нужное ли это ощущение?

  • Что игроки еще могут делать с объектами в студии?

  • Как привлечь внимание игрока к нужной части комнаты или предмету?

  • Как игрок будет выбирать картину для публикации в Instagram?

На прототип стоит потратиться, если

Можно не делать, если

Вы делаете симулятор для профессионалов, добиваясь реализма (прототип поможет проверить, насколько сложные действия в VR-мире похожи на настоящие).

Вы заказываете игру или симулятор, построенные в основном на диалогах.

Если вы делаете командный рабочий симулятор или командную игру (прототип поможет проверить, насколько хорошо игроки смогут понимать друг друга и не мешать друг другу).

Вы заказываете игру или симулятор, в основе которых лежат опробованные механики другого проекта, а для вас в основном перерисовывают часть графики.

Вы не можете договориться с исполнителем о той или иной механике либо сделать выбор в пользу одной из идей, не «пощупав» ее.

Вы закладываете в основу приложения видео, то есть неинтерактивный контент.

Давайте разберем задание. Перед вами черновой вариант брифа. Прочитайте его внимательно, а затем отметьте, каких важных пунктов из списка в нем не хватает.

Наша идея — обучающий тренажер для сотрудников, которые занимаются настройкой роутеров. VR-приложение поможет обучить персонал азам общения с клиентами, настройке и монтажу оборудования. Сотрудники устанавливают оборудование в офисах и квартирах, там есть нюансы и отличия. Нам нужно обучить около 1000 сотрудников в 10 разных городах. Объем знаний, которые нужно передать, довольно большой, а сотрудники часто работают «в поле» — им нужна возможность проходить обучение в любом месте и в любое время.

Итак, в бриф стоит добавить:

  1. Идею приложения

  2. Бизнес-результаты

  3. Описание аудитории

  4. Реалистичность графики

  5. Контекст (где будет проходить обучение)

  6. Что человек будет делать в тренажере

  7. Сколько человек нужно обучить

  8. Сколько длится опыт

Правильный ответ: не хватает информации по пунктам 2, 4, 6, 8. Бизнес-результаты — это то, как вы будете оценивать качество работы, об этом стоит договориться «на берегу». Реалистичность графики прямо скажется как на качестве VR-опыта, так и на сроках и бюджете проекта. Механики (то, что человек будет делать в приложении) также существенно влияют на оценку проекта. Длительность опыта прямо скажется на выборе оборудования и проработке деталей проекта (чем дольше сессия, тем больше мощностей и энергии нужно шлему, а игроку — больше деталей для разглядывания).