Виртуальная реальность
Тема 3: Как запускаются VR-проекты?Урок 4: Советы и факты для тех, кто хочет работать в VR
- Видео
- Тренажер
- Теория
Деньги и время: к чему быть готовым, заказывая VR-проект
Итоговая смета на ваш проект будет зависеть от десятков факторов, и мы еще поговорим о ключевых из них. Но каждый заказчик хочет хотя бы приблизительно понимать диапазон цен на рынке, а у любой технологии есть так называемый порог входа — минимальный объем средств и времени, которые нужно вложить для достижения результата. Давайте посмотрим на эти цифры в случае с VR.
Тип проекта | Малый | Большой |
Что это может быть |
|
|
Сроки | 1 месяц на демоверсию. 3 месяца на полноценное приложение. | 6 месяцев на промежуточную сборку. 12 и более месяцев на полноценное приложение. |
Стоимость | 2 млн руб. | 5–40 млн руб. |
Стоимость разработки и как ее считают
Основная статья расходов при разработке любого VR-приложения — это оплата труда команды, выполняющей проект. Ниже мы собрали основных участников процесса:
- Продюсер
- Менеджер проекта
- Арт-директор
- Сценарист
- Концепт-художник
- 3D-художники (обычно несколько человек на проект)
- Дизайнер уровней
- UX-дизайнер
- Специалист по интерфейсам (UI)
- Риггер
- Специалист по анимации
- Специалист по звуковым эффектам (саунд-дизайнер)
- Специалист по визуальным эффектам (FX-дизайнер)
- Технический дизайнер (связующее звено между художниками и программистами)
- Программисты (обычно несколько человек на проект)
- Тестировщик (контроль качества)
Состав команды и число специалистов для проекта могут меняться в зависимости от сложности, количества задач и сроков. Так, в простых проектах один человек может совмещать сразу несколько смежных функций. Для более сложных проектов, наоборот, могут потребоваться дополнительные специалисты под конкретные задачи (например, если потребуется съемка и обработка видео, наверняка придется нанимать еще людей).
Что еще влияет на стоимость проекта
Структура стоимости VR-проекта будет сильно зависеть от его специфики, но помимо вопросов с оплатой труда специалистов вам точно придется выбирать то, как будет выглядеть VR-мир и при каких условиях люди будут с ним взаимодействовать. Вот как это может сказаться на бюджете.
Локация | Если вы хотите воссоздать реальный объект, заложите существенные расходы на командировки команды для обмера и 3D-сканирования помещений и зданий, которые вы хотите в точности воссоздать в виртуальном мире. |
Количество сцен | Чем больше отдельных комнат, помещений, зданий, уровней и прочего вы захотите добавить в проект, тем дольше и дороже выйдет разработка. |
3D-модели | Опять же, если стоит задача воспроизвести конкретный объект, заложите бюджет на его сканирование, а если вы хотите воссоздать не только внешнюю оболочку, но и внутренее устройство объекта — на ее отрисовку. Вы также можете купить готовые модели почти всего — мебели, техники и т. д. Это поможет сократить время и бюджет на наполнение VR-мира. |
Количество механик | При воссоздании каждого действия в VR важно добиваться максимальной реалистичности всего: движений виртуальных рук и тела, звуков, «поведения» предметов и персонажей. Чем больше сможет пользователь в вашем VR-мире, тем ярче будут впечатления и результаты, но тем дороже выйдет и проект. |
VR-шлемы и другое оборудование | Оборудование можно взять в аренду, если вы делаете разовую акцию, либо закупить, если вы готовитесь обучать сотрудников. Тип шлемов, их количество, комплекты дополнительного инвентаря — все это прямо зависит от вашей задачи, площадки, на которой будет проходить демонстрация приложения, и других условий. |
Реалистичность графики | Качество картинки напрямую влияет не только на выбор шлема, но и на время, которое художники потратят на проработку VR-мира. Реалистичная графика требует и дополнительной работы над визуальными эффектами — как локальными (например, дымом от костра), так и глобальными для всего VR-мира — освещением и другими. |
Бывает, что цена разработки может оказаться ниже затрат на внедрение и масштабирование самого проекта — например, если вы делаете что-то массовое на многих площадках.
Совет: чтобы лучше контролировать бюджет, снизить сроки и добиваться видимых результатов быстрее, вы можете заказывать разработку поэтапно. Например, начать с приложения, содержащего одну локацию и меньшее число механик. Проверить его, а затем, опираясь на обратную связь пользователей, также поэтапно добавлять новые локации и механики.