Виртуальная реальность

Тема 3: Как запускаются VR-проекты?

Урок 4: Советы и факты для тех, кто хочет работать в VR

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Деньги и время: к чему быть готовым, заказывая VR-проект

Итоговая смета на ваш проект будет зависеть от десятков факторов, и мы еще поговорим о ключевых из них. Но каждый заказчик хочет хотя бы приблизительно понимать диапазон цен на рынке, а у любой технологии есть так называемый порог входа — минимальный объем средств и времени, которые нужно вложить для достижения результата. Давайте посмотрим на эти цифры в случае с VR.

Тип проекта

Малый

Большой

Что это может быть

  • Приложение для маркетинговой акции с одним игроком и одной простой локацией.
  • Небольшой VR-ролик.
  • Демоверсия будущего, более сложного VR-проекта.
  • Профессиональный обучающий симулятор — возможно, с несколькими локациями и игроками.
  • VR-кино.
  • Многопользовательская игра в VR.

Сроки

1 месяц на демоверсию.

3 месяца на полноценное приложение.

6 месяцев на промежуточную сборку.

12 и более месяцев на полноценное приложение.

Стоимость

2 млн руб.

5–40 млн руб.

Стоимость разработки и как ее считают

Основная статья расходов при разработке любого VR-приложения — это оплата труда команды, выполняющей проект. Ниже мы собрали основных участников процесса:

  • Продюсер
  • Менеджер проекта
  • Арт-директор
  • Сценарист
  • Концепт-художник
  • 3D-художники (обычно несколько человек на проект)
  • Дизайнер уровней
  • UX-дизайнер
  • Специалист по интерфейсам (UI)
  • Риггер
  • Специалист по анимации
  • Специалист по звуковым эффектам (саунд-дизайнер)
  • Специалист по визуальным эффектам (FX-дизайнер)
  • Технический дизайнер (связующее звено между художниками и программистами)
  • Программисты (обычно несколько человек на проект)
  • Тестировщик (контроль качества)

Состав команды и число специалистов для проекта могут меняться в зависимости от сложности, количества задач и сроков. Так, в простых проектах один человек может совмещать сразу несколько смежных функций. Для более сложных проектов, наоборот, могут потребоваться дополнительные специалисты под конкретные задачи (например, если потребуется съемка и обработка видео, наверняка придется нанимать еще людей).

Что еще влияет на стоимость проекта

Структура стоимости VR-проекта будет сильно зависеть от его специфики, но помимо вопросов с оплатой труда специалистов вам точно придется выбирать то, как будет выглядеть VR-мир и при каких условиях люди будут с ним взаимодействовать. Вот как это может сказаться на бюджете.

Локация

Если вы хотите воссоздать реальный объект, заложите существенные расходы на командировки команды для обмера и 3D-сканирования помещений и зданий, которые вы хотите в точности воссоздать в виртуальном мире.

Количество сцен

Чем больше отдельных комнат, помещений, зданий, уровней и прочего вы захотите добавить в проект, тем дольше и дороже выйдет разработка.

3D-модели

Опять же, если стоит задача воспроизвести конкретный объект, заложите бюджет на его сканирование, а если вы хотите воссоздать не только внешнюю оболочку, но и внутренее устройство объекта — на ее отрисовку.

Вы также можете купить готовые модели почти всего — мебели, техники и т. д. Это поможет сократить время и бюджет на наполнение VR-мира.

Количество механик

При воссоздании каждого действия в VR важно добиваться максимальной реалистичности всего: движений виртуальных рук и тела, звуков, «поведения» предметов и персонажей. Чем больше сможет пользователь в вашем VR-мире, тем ярче будут впечатления и результаты, но тем дороже выйдет и проект.

VR-шлемы и другое оборудование

Оборудование можно взять в аренду, если вы делаете разовую акцию, либо закупить, если вы готовитесь обучать сотрудников. Тип шлемов, их количество, комплекты дополнительного инвентаря — все это прямо зависит от вашей задачи, площадки, на которой будет проходить демонстрация приложения, и других условий.

Реалистичность графики

Качество картинки напрямую влияет не только на выбор шлема, но и на время, которое художники потратят на проработку VR-мира. Реалистичная графика требует и дополнительной работы над визуальными эффектами — как локальными (например, дымом от костра), так и глобальными для всего VR-мира — освещением и другими.

Бывает, что цена разработки может оказаться ниже затрат на внедрение и масштабирование самого проекта — например, если вы делаете что-то массовое на многих площадках.

Совет: чтобы лучше контролировать бюджет, снизить сроки и добиваться видимых результатов быстрее, вы можете заказывать разработку поэтапно. Например, начать с приложения, содержащего одну локацию и меньшее число механик. Проверить его, а затем, опираясь на обратную связь пользователей, также поэтапно добавлять новые локации и механики.