Всеобщая история
Тема 5: Духовная жизнь обществаУрок 2: Язычество - политеизм
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие «язычество», особенности возникновения термина
Язычество — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. Эти религии были предшественниками христианства и это слово вполне отражает взгляд христианства на своих предшественников.
Русское слово «язычество» имеет церковно-славянское происхождение. Языки — это племена, народы, в греческом языке — общество, толпа, племя, некое неупорядоченное собрание.
В европейских языках язычество — это паганизмус (латинское слово, но оно пришло из церковной латыни). Поганус — значит сельский. Потому что изначально христианство распространялось в Римской империи, в городах, а все, что было за пределами города, было непосвященным, сельским. Позже слово «поганус» приобрело более уничижительный оттенок: нечистый, грязный. Говоря по-русски — «поганый», поэтому христианство к язычеству, то есть к политеизму, относилось крайне враждебно и пренебрежительно. Об этом мы еще поговорим позже.
Рис. 1. Языческий памятник Стоунхендж (Источник)
Что такое политеизм? Особенности построения отношений между человеком и Богом в разных странах и религиях
Слово «политеизм» — это научный термин.
Политеизм — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в несколько божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм — это многобожие, вера в то, что существуют разные боги. Такие модели религии в Древнем мире были распространены повсеместно: Египет, Вавилон, Древняя Эллада, Древний Рим.
Посмотрим на Элладу. В религии древних эллинов, существовала своя система, мы чаще всего представляем её как Олимпийский пантеон, где боги живут на Олимпе, (их не очень дружная, но все же семья). Во главе стоит Зевс, его братья и сестры, а потом дети, прямые или косвенные. Главный бог — это Зевс. Отношения между богами очень сложные, но боги не отстранены от людей, они сходят с Олимпа и постоянно вмешиваются в людскую жизнь. Более того, человек шагу не может ступить, не договорившись с богами. То есть, идя на какое-то важное дело, человек обязательно должен спросить мнение богов, добиться их благоволения. Поэтому человек легко мог встретить Бога на рыночной площади, на дороге, узнать Бога не сложно, у него горят глаза, он выше ростом, от него исходит какое-то сияние. Поэтому свои отношения с богами греки охарактеризовали словом «эвсебия».
Эвсебия — категория древнегреческой этики, обусловливающая почитание и страх перед богами. Если углубиться в смысл этого слова, можно обнаружить изначальный глубокий смысл — «пятиться в страхе перед богами», то есть страх. Вот что вызывали боги у древних греков.
Рис. 2. Статуя Бога Зевса (Источник)
Есть и другой пример, это Северная Европа, Скандинавия, древние германцы. Там был свой пантеон, не такой стройный, как Олимп, но там так или иначе существовали боги разных классов.
Были боги асы, во главе с Одином, они были заодно с людьми.
Были боги ваны, боги плодородия, они были чаще всего против людей.
Между асами и ванами, между людьми и ванами шли постоянные конфликты. Существовали ещё карлики и чудовища. Вот такой был сложный мир, с участием разных богов.
Но в религиозном представлении древних скандинавов все было не так безоблачно, как на Олимпе. Боги не были бессмертными, они не были всезнающими и все Боги, чудовища, людской мир — все были обречены на погибель.
Грядет Рагнарёк, сначала будет битва, потом мир поджигают и он исчезает. Выживают некоторые боги, некоторые люди, они соединяются и мир проходит через перезагрузку. Вот две модели политеизма, в чем-то схожие, в чем-то различные. Но так или иначе, во главе богов стоят какие-то центральные божества. С одной стороны, это Зевс, с другой стороны, это Один — бог-воитель.
Учёные, которые занимаются историей религии, предположили, что многобожие, то есть политеизм, развиваясь, приходит к модели, которая выделяет центрального Бога. Этого главного, верховного Бога почитают практически как единое божественное существо. Конечно, трудно говорить о языческом монотеизме. Учёные употребляют другие термины: генотеизм, мегатеизм, то есть богов много, но, по существу, почитают только одного. Или же все другие боги — это проявление одного, главного Бога.
Это только предположение учёных. Действительно, религии развивались и, возможно, устанавливался такой режим, когда почитали как настоящее божество только одного Бога. Но в Древнем мире, например, в Древней Элладе, Зевс и был центральным божеством, но каждый полис, республика эллинов почитали своего собственного Бога.
Например, для Афин это была Афина Паллада, а Зевс был хоть и главным, но можно сказать «царем на покое». Это как раз тот смысл, который вкладывает в термин «политеизм» взгляд от единобожия. То есть мы опять говорим про язычество, древность, религии, которые предшествовали христианству.
Подход современного мира к политеизму
Если мы посмотрим на современный мир, то обнаружим, что только три религии могут быть названы религиями единобожия. Это христианство, ислам, иудаизм. Но и внутри этих религий все не так просто.
Рис. 3. Боги иудаизма (Источник)
Например, существовали традиционные претензии ислама к христианству, что христиане отошли от единобожия, почитая как бога-человека Иисуса, его мать — деву Марию, то есть почитая других богов.
История иудаизма, по крайней мере то, что христиане называют Ветхим заветом — это история борьбы за монотеизм. Вспомним вторую заповедь из Декалога: «Не сотвори себе кумира и образа». То есть не сотвори себе другого Бога, об этом говорит Бог Ветхого завета.
В истории христианства постоянно происходят процессы, связанные с подозрением в многобожии. Иконоборчество византийское VIII-IX века, те же самые тезисы «Вы поклоняетесь иконам, как богам, как истуканам, как изваяниям».
Протестантизм начинает борьбу с католичеством именно под лозунгом освобождения от всего ненужного: от многобожия, икон, изваяний. Получается так, что внутри монотеизма ощущается постоянная угроза многобожия. Ранее христианство было нетерпимо к историческому язычеству, к своим предшественникам, видимо, по той же самой причине. Также ранние христиане уничтожали языческие статуи, идолов, истуканов, уничтожалось наследие, вплоть до философского наследия эллинов. Хотя, с другой стороны, были попытки указать на Платона, Аристотеля, как на провозвестников христианства.
В основном была нетерпимость по отношению к религии Древней Эллады, Древнего Рима, как религии дьявольской. Дескать, греческие боги, истуканы — это все порождение дьявола.
Современные монотеистические религии
В современном мире существуют три монотеистические религии — христианство, ислам и иудаизм. А вокруг них — практически море политеизма. Если посмотреть не христианскими глазами на религии Китая — это сплошной политеизм. Чистейшим политеизмом, то есть многобожием, является религия Японии синтоизм. Там боги существуют в самых разных местах: боги ландшафтные, ручейков, озер, рек, боги династийные (то есть те боги, от которых произошли аристократические династии в Японии). Например, на горе Такао в храме Якуо-ин почитают тэнгу — мифических горных существ с крыльями и длинными носами. Тэнгу считаются посланниками богов и приносят удачу.
Рис. 4. Скульптура тэнгу у храма Якуо-ин (Источник)
Но при этом рядом есть буддизм. Японец может быть одновременно и синтоистом, и буддистом. Ребенок, приходящий в мир, освящается по ритуалам синто, умерших хоронят по ритуалам буддизма, но при этом совершать бракосочетание некоторые японцы могут как христиане. Это совершенно не мешает им жить, они одновременно и буддисты, и синтоисты, и христиане.
Политеизм как язычество не ушел из этого мира, он жив и присутствует практически повсеместно. И сам монотеизм, как мы видим на примере христианства, опасается того, что будут последствия многобожия, политеизма внутри религии единобожия. Вот такая непростая картина получается.
Список литературы:
- Сахаров А.Н., Загладин Н.В., Петров Ю.А., История 11 класс. – ООО «Русское слово-учебник», 2016.
- Улунян А.А., Сергеев Е.Ю./Под ред. Чубарьяна А.О., История. Всеобщая история 11 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2017.
- Ч.1 Журавлёва О.Н., Пашкова Т.И.; под общ. ред. Тишкова В.А. Ч.2 Рудник С.Н., Журавлёва О.Н., Кузин Д.В.; под общ. ред. Тишкова В.А., История России (базовый и углубленный уровень в двух частях). – ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2018.
Ссылки на интернет-ресурсы:
- Интернет-портал «classes.ru» (Источник)
- Интернет-портал «w.histrf.ru» (Источник)
- Интернет-портал «hist-world.com» (Источник)
- Интернет-портал «rushist.com» (Источник)
- Интернет-портал «antmir.ru» (Источник)
- Интернет-портал «grandars.ru» (Источник)
Домашнее задание:
Прочитайте притчу. Подумайте и запишите: чем, на ваш взгляд, закончилась эта история? Какие выводы можно сделать?
«У одной бедной женщины умер единственный сын. Убитая горем, она не смогла смириться с утратой и во что бы то ни стало хотела вернуть к жизни своё чадо. Соседи посоветовали ей обратиться к Будде, который вместе со своими последователями остановился в это время возле их деревни. Будда, выслушав историю женщины, обещал вернуть ей сына в том случае, если она принесёт ему зерно из дома, где никто не умирал».