Всеобщая история
Тема 2: Мир в период между двумя мировыми войнамиУрок 4: Установление авторитарных и тоталитарных режимов в странах Центральной и Южной Европы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Установление фашистских режимов в странах Центральной и Южной Европы
Предисловие
Первая мировая война, сама по себе ставшая беспрецедентным социальным потрясением для народов Европы, выступила также в роли катализатора многочисленных социальных конфликтов. Нестабильность военных времен, тяжелые экономические последствия войны, отсутствие в большинстве стран общенационального компромисса в отношении стратегии послевоенного развития, столкновение политических сил с коренным образом различающимися принципами и программами – все эти явления заставили многих европейцев сделать выбор в пользу сильной власти с самыми широкими полномочиями в ущерб правам и свободам отдельных граждан. 1920–30-е гг. стали временем установления авторитарных и тоталитарных режимов во многих европейских странах.
Это время стало периодом расцвета фашистских партий, в основе идеологии которых лежали консервативные ценности, ярко выраженный национализм, милитаризм, антикоммунизм, идея полного превосходства национальных и общественных интересов над частными, стремление к социальной справедливости.
События
1922 г. – в Италии Национальная фашистская партия, возглавляемая Бенито Муссолини, проводит марш на Рим (марш на Рим) с требованиями передачи власти фашистам. В итоге король Виктор-Эммануил II, вынужденный уступить давлению, назначает Муссолини премьер-министром. После этого в стране постепенно установился тоталитарный режим, в рамках которого были отменены парламентские выборы, запрещены все партии, кроме фашистской, оппозиция подвергалась преследованиям и насилию. Италия также начала проводить агрессивную внешнюю политику, завоевав в 1930-е годы Эфиопию и Албанию.
1926 г. – в Португалии военные при поддержке консервативно настроенной части общества проводят государственный переворот, конечным итогом которого стало установление авторитарного политического режима под названием Новое государство, имевший ярко выраженные фашистские черты. С 1932 по 1968 год во главе страны стоял Антониу ди Оливейра Салазар («Новое государство» профессора Салазара).
1933 г. – к власти в Германии приходит Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) во главе с Адольфом Гитлером. НСДАП, имевшая в 1920-е годы на своем счету неудачную попытку военного переворота (Пивной путч 1923 года), считанные проценты электоральной поддержки, в годы мирового экономического кризиса завоевала массовую поддержку немцев. Этому среди прочего способствовали разочарование немцев во властях, неспособных победить кризис, удачная пропагандистская игра НСДАП на чувстве уязвленной национальной гордости после Версальского мира, отсутствие в Германии длительной демократической традиции. После прихода к власти нацисты развернули репрессии в отношении политических оппонентов (в первую очередь коммунистов) и гражданского населения (в первую очередь евреев), а также стали проводить агрессивную внешнюю политику. В Германии был установлен тоталитарный режим (программа НСДАП).
1934 г. – во Франции фашистские партии предпринимают попытку штурма Бурбонского дворца, который служил местом заседаний Национальной Ассамблеи. Правительство вынуждено подать в отставку. Популярности фашистских партий во Франции во многом способствовал пример Италии и Германии, где фашисты пришли к власти и добились определенных экономических успехов. Тем не менее, на парламентских выборах 1936 года победу одержал Народный фронт, представлявший собой широкую коалицию коммунистических, социалистических и антифашистских политических сил. Фашистские партии попали под запрет.
1936 г. – начало гражданской войны в Испании. После того как победу на парламентских выборах с минимальным перевесом одерживает близкий по составу французскому Народный фронт, консервативно настроенная часть военной верхушки во главе с генералом Франсиско Франко совершает попытку переворота, вылившуюся в гражданскую войну. В 1939 году война заканчивается победой Франко. Единственной легальной партией в стране становится фашистская Испанская Фаланга. В Испании устанавливается диктатура Франко, просуществовавшая вплоть до его смерти в 1975 году.
Заключение
Причины популярности фашистских партий
• Многие жители Европы были разочарованы в идеях парламентаризма и демократии, так как существующие политические системы часто оказывались не в состоянии решить государственные проблемы (например, в период мирового экономического кризиса), а сильная власть рассматривалась как альтернатива многопартийной системе, в рамках которой отсутствие политического консенсуса между различными силами приводит к постоянным кризисам и препятствует стабильному развитию.
• Многие из европейских стран не имели длительных демократических традиций, поэтому значительная часть их жителей не стремилась защищать демократические ценности и была готова предоставить всю полноту власти одной политической силе.
• Фашистские партии умело строили свою риторику вокруг чувства национальной гордости, защиты традиционных ценностей и т. д.
Конспект
По окончании Первой мировой войны, Италия не получила обещанных ей Антантой территорий. Фактически, Италия являлась страной-победительницей, но практически была лишена всех привилегий при подписании мирного договора.
Многие итальянцы, видя это предательство, не могли мириться с таким положением вещей. Индустриальная база, развивавшаяся благодаря войне, не смогла быстро перестроиться на мирный ритм работы и вскоре пришла в упадок. Два миллиона человек оказались безработными.
На волне всеобщего недовольства, в политической жизни Италии возникает и набирает популярность новая партия фашистов под руководством Бенито Муссолини (Рис. 1). Партия выступала за сплочение вокруг одного вождя – дуче – всех слоёв итальянского общества. Для процветания Италии необходимо было расширять, в том числе и военным путём, колониальные территории, угнетать другие народы и выкачивать из них всё, что только можно. Сторонниками Муссолини были вернувшиеся с фронта солдаты, рабочие, служащие и проч., объединявшиеся в союзы (фаши).
(Для обеспечения своей безопасности фашисты стали создавать т.н. отряды «чернорубашечников» – боевиков, главным образом, из молодёжи и фронтовиков. Для достижения своих целей, Муссолини открыто приказывал избивать своих политических противников, открыто применять силу.
В октябре 1922 года Муссолини во главе тысяч «чернорубашечников» двинулся на Рим, чтобы взять власть. Во избежание гражданской войны, король Италии Виктор Эммануил сделал Муссолини премьер-министром. Видя первые и значительные успехи фашистского режима, итальянцы проголосовали за Муссолини на выборах в парламент Италии, тем самым официально дав власть в руки будущему диктатору. Муссолини установил в Италии режим единоличной власти – диктатуры. Любое инакомыслие подавлялось. Все служащие, государственные чиновники и проч. должны были быть фашистами. Он распустил профсоюзные организации, заменив их корпорациями, и истребил практически всех политических оппонентов.
Похожие процессы происходили и в Германии. В 1923 году в Мюнхене, сторонники молодого политика – Адольфа Гитлера, устроили т.н. «Пивной путч» (Рис. 2). Члены созданной в 1920 году Немецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП), разгорячённые алкоголем и речами своего вождя (фюрера), ринулись устраивать переворот, захватывая государственные учреждения, но были разогнаны полицией. Гитлер был заключён в тюрьму, но вскоре был выпущен, т.к. пользовался поддержкой, в том числе, и людей из власти.
(После выхода из тюрьмы Гитлер и его сторонники стали создавать массовую НСДАП, а её популярность стала увеличиваться изо дня в день. Идеология нацистской партии была довольно проста и, тем самым, пользовалась большой популярностью среди простого немца. Во всех бедах, неудачах и поражениях, в том, в каком положении живут немцы, винили евреев. Крупные еврейские капиталы в Германии должны были быть конфискованы в пользу немецкого народа. Целью нацистов было жизненное пространство, которое Гитлер видел на Востоке. Славяне, цыгане, евреи, демократы, коммунисты, пацифисты (осуждающие войну, её не приемлющие) – все они были врагами нацистов и подлежали физическому истреблению на благо Германии. Для борьбы с врагами необходимо было сплотить в единую нацию разные слои общества, стереть и подавить социальную борьбу. Нацисты стали создавать свою силовые организации – «штурмовые отряды» (СА).
Такая идеология, подкреплённая завораживающими речами Гитлера на публику, была проста и понятна простому немцу и не могла не вызывать симпатий. Крупным собственникам, капиталистам также выгодно было поставить на молодую партию, ставящую своей целью подавить социальную борьбу, тем самым не допустив социальной революции, за что так ратовали коммунисты.
На протяжении 1920-х гг. экономическое положение Германии продолжало оставаться тяжёлым. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. окончательно подорвал экономическую базу страны.
На волне непрекращающегося экономического кризиса немцы в 1933 году подавляющим числом голосов избрали в рейхстаг (парламент) членов НСДАП. Канцлером Германии, т.е. главой правительства, стал лидер партии Адольф Гитлер.
Германия и Италия стали странами, где фашистский режим был открыто признан. В других странах Европы установились авторитарные режимы. Они устанавливались в ходе военных или иных переворотов. Так, авторитарные режимы установились в Венгрии (М. Хорти), Болгарии (А. Цанков), Албании (А. Зогу), Польше (Ю. Пилсудский), военная диктатура в Португалии и Испании, диктаторские режимы в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, Эстонии и Латвии (Рис. 3).
Таким образом, практически все страны Европы в 1920-30е гг. являлись авторитарными диктаторскими режимами, где не соблюдались элементарные права и свободы человека.
(
Список рекомендованной литературы
1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.
2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.
3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. – М., 2011.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-портал Kultoroznanie.ru (Источник).
2. Популярная механика (Источник).
3 Интернет-портал Horthy.narod.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Прочитайте Главу 8 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-7 на с. 90.
2. Почему стало возможным утверждение авторитарных режимов в Европе?
3. Какова социальная опора фашистских режимов? Почему?