Всеобщая история

Тема 7: Древний Рим

Урок 4: Устройство Римской республики

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Предыстория

С 753 по 509 гг. до н.э. длился царский период истории Древнего Рима. В эти годы в Риме по очереди правили семь царей (см. урок «Древнейший Рим»).

 

События

509–510 гг. до н.э. – последний римский царь был изгнан. В Риме возникло новое государственное устройство – республика (от лат. «общее дело»).

494 г., 449 г. до н.э. – плебеи демонстративно уходят из общины за черту города, стремясь добиться расширения своих прав. Оставшись без большой части армии, патриции были вынуждены были уступить. В Риме возникла должность народного трибуна – народного защитника, который имел право остановить любое действие властей (право вето), отменить несправедливое, с точки зрения плебеев, решение.

450 г. до н.э. – выработаны Законы XII Таблиц. Текст.

 

Органы государственного управления
  • Народное собрание – высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.
  • Сенат – совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

 

Участники

Консул – выборное должностное лицо в Риме эпохи республики. Ежегодно римляне избирали двух консулов, которые были равноправными. Они обладали высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

 

Заключение

В период республики Рим ведет успешные завоевательные войны и распространяет господство на всем Средиземноморье (см. уроки «Вторая война с Карфагеном»; «Установление господства Рима на всем Средиземноморье»).

В I в. до н.э. республиканская форма управления государством сменится империей. Этому будет предшествовать борьба за власть между сторонниками и противниками Сената, которая привела к установлению диктатуры Цезаря (см. урок «Единовластие Цезаря»). Первые кровавые столкновение произойдут в связи с принятием земельной реформы Тиберия Гракха (см. урок «Земельный закон братьев Гракхов»).


Конспект


Ежегодно жители Рима собирались на Марсовом поле – широкой равнине за городской стеной. Здесь, после жертвоприношения, Народное собрание приступало к выборам консулов на будущий год. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Консулом мог стать как богатый, так и бедный. Однако за исполнение должностей в Риме не платили денег, поэтому магистратуры могли занять лишь богачи из патрициев и плебеев. Оба консула обладали равной властью, они проводили набор в войско, созывали народное собрание, предлагали законы. Во время войны один консул оставался в Риме, другой командовал войском. Если же опасность была велика, то оба консула отправлялись с войском и командовали поочередно.

Народных трибунов чаще всего избирали на Форуме – главной площади города. Трибуны могли также выступать в Собрании и предлагать новые законы, могли запретить голосование, посчитав закон вредным (рис. 1).

Народный трибун

Рис. 1. Народный трибун (Источник)

В ходе борьбы патрициев и плебеев изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всякого выбора бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все они пожизненно становились членами сената. Всего в сенате было триста человек (рис. 2).

Римский сенат

Рис. 2. Римский сенат (Источник)

Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с другими государствами. Вел заседание сената один из консулов. Из числа сенаторов избирались 8 судей – преторов; 4 эдила наблюдали за порядком на улицах, рынках, устраивали зрелища; 20 квесторов следили за состоянием казны; два цензора руководили общественными работами и сбором налогов; в случае чрезвычайных обстоятельств на шесть месяцев назначался диктатор. Сенат ни перед кем не отчитывался в своих действиях и не нес ответственности за ошибочные решения.

В ходе покорения Италии римляне создали большое боеспособное войско, основу которого составляли земледельцы. Римское войско делилось на легионы, насчитывавшие до пяти тысяч человек, легионы делились на манипулы, манипулы – на центурии, центурия состояла из десяти контуберниев, в одном контубернии несли службу восемь-десять легионеров (именно столько человек размещалось в одной палатке). В войске царила железная дисциплина. За трусость – казнили, за сон на посту – забивали камнями. Каждый месяц легионеры совершали три марш-броска: в полном вооружении пробегали по тридцать километров. Воины получали жалование около 250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легионеры приобретали за свой счет. Еда была простой: сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода или поска – дешевый сорт вина. Поступая на службу, новобранец получал форму. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. На голову – кожаный или металлический шлем. Вооружение состояло из копья, 2-х дротиков, меча и щита.Во время походов легионы на ночевки сооружали лагерь. Вокруг лагеря сооружался огромный ров. Палатки устанавливались так, чтобы до них не долетели стрелы противника. Лагерь делился на улицы и кварталы. Лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска (рис. 3).

Римский военный лагерь

Рис. 3. Римский военный лагерь (Источник)

Перед боем римляне строились в три линии. Каждая линия состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши-новобранцы (гастаты), во второй – воины постарше и покрепче (принципы), в третьей – самые надежные, чье мужество не раз испытывалось в боях (триарии). В бой вступали поочередно. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения /Под ред. Д.П. Каллистова, С.Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1953.

 

Дополнительные рекомендуемые ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Megabook.ru (Источник).
  2. Xlegio.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Какие магистратуры существовали в Древнем Риме?
  2. Какими полномочиями обладал сенат?
  3. Почему римская армия считалась непобедимой?