Всеобщая история
Тема 2: Древний ВостокУрок 5: Религия древних египтян
- Видео
- Тренажер
- Теория
Конспект
Религия древних египтян
Кому и как поклонялись древние египтяне
В Египте почиталось множество богов (см. Список египетских богов). Многие из них были очень древними и изображались с головами животных.
Богов египтяне считали творцами городов, номов (областей), законов, ремесел, искусства, письма и т.п.; они, с точки зрения древних египтян, управляют миром.
Во многих городах Древнего Египта обожествляли животных (кошек, быков, крокодилов). Их держали в специальных помещениях, прудах; оскорбление священных животных каралось смертью. Египтяне также поклонялись растениям (лотос, папирус, финиковая пальма) и неодушевленным предметам (в основном знакам царской власти – скипетру, короне, царскому одеянию).
В каждом номе (области) Египта существовал культ своего божества, который был когда-то духом этой местности. Существовали также общеегипетские боги (Гор, Ра, Исида, Осирис и др.). Наиболее могущественным считали бога самого влиятельного нома.
Храмы почитались жилищами богов. Каждый храм был посвящен какому-то богу, внутри помещали его статую бога. Храмовый культ осуществляли жрецы – служители богов, знающие молитвы, приносящие богам жертвоприношения. Жертвоприношения – подношения богам с целью умилостивить их; обмен между мирами: миром богов и людей, живых и мертвых.
Обожествление царя
Фараон в представлении египтян – это живой бог. Египтяне верили, что по его воле разливается Нил и восходит солнце; считали, что у него два тела – человеческое и божественное (солнечное, золотое). Божественное тело могут видеть только боги. Смертные люди фараонов практически не видели, даже с придворными они разговаривали из-за ширмы.
В момент рождения фараон – сын Ра. Когда умирал – воплощение бога возрождающейся жизни Осириса. Когда вступал на царство, становился воплощением бога света – Гора.
Культ Осириса
Осирис – покровитель всех производительных сил природы; вечно умирающий и возрождающийся бог. Зерно и плоды виноградной лозы египтяне воспринимали как воплощение этого бога. Поэтому сев (сеяние) для египтянина – это похороны Осириса, появление всходов – его воскресение, а срезание колосьев – умерщвление бога. Миф об Осирисе и Исиде – центральный миф египетской культуры.
Со временем Осирис в представлениях египтян становится царем и судьей загробного мира, определяет посмертную участь человека. (подробнее про суд Осириса), (см. Изображение загробного суда с папируса Хунефера).
Загробный мир
Египтяне считали, что мумификация, сохранение тела умершего – условие бессмертия души. Для этого тело обрабатывали соляным раствором и ароматическими маслами, затем высушивали и заворачивали в льняное полотно.
«Книга Мертвых» была предназначена для любого человека (независимо от происхождения), служила достижению бессмертия и благоденствия в загробной жизни, но не давала гарантий счастливой потусторонней жизни. Появляется идея воздаяния за совершенные в земной жизни плохие поступки. Так, глава 125 содержит перечисление преступлений и грехов, за которые людей могут лишить загробной жизни.
Книга представляет собой перечень магических заклинаний и правильных ответов Осирису на суде. Задача – повлиять на исход суда с помощью магии и заговоров. Магия в Древнем Египте превалировала над этикой.
Конспект
Религия играла огромную роль в жизни каждого египтянина. Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Люди строили для богов жилища — храмы. При храмах находились жрецы — служители богов. Жрецы были богаты и могущественны.
В Египте существовали культы различных животных. Как предполагают исследователи, поклонение животным — это наследие тотемизма, господствовавшего в первобытном обществе. Зооморфные черты характерны для египетских богов: как правило, боги изображались с человеческими телами и головами животных. Особо почитаемыми животными в Египте были: бык — Апис; крокодил — Себек, бог Нила; ибис — Тот, бог мудрости; кошка — Бастет, покровительница женщин и женской красоты. Почитался также и кот, в образе которого верховный бог Амон-Ра сражался с богом тьмы Апопом (рис. 1). Почитаемые животные после смерти мумифицировались.
Самым могущественным богом египтяне считали Солнце. Бога солнца называли Амон-Ра (рис. 2). Каждое утро появляется на востоке Амон-Ра. Пока длится день, он медленно плывет по небу в своей великолепной лодке. Оживают растения, ликуют люди и звери. Но вот день клонится к вечеру. На западном краю неба Амон-Ра вступает в смертельный бой с богом тьмы Апопом. Сражение продолжается всю ночь. Когда повержен Апоп, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня.
Самый известный египетский миф о сотворении мира появился в городе Гелиополе. Согласно ему, вначале существовал только хаос. Из него появился бог Атум, сотворивший все живое. Прежде всего он создал богов — Шу (воздух) и Тефнут (влагу). От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. У Геба и Нут было четверо детей: Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец. Слуги несли за ним роскошный гроб. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, — сказал Сет, — тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер.
Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора. Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса (рис. 3).
Самым страшным временем в Египте было хему — засуха — время смерти Осириса. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис.
Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды (рис. 4). Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.
Для существования в царстве мертвых человеку нужно тело, в которое вновь могла бы вселиться его душа. Поэтому египтяне особенно тщательно заботились о сохранении тела и проводили обряд мумификации. Мумию клали в гроб — саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.
На земле воцарился Гор, покровитель земных фараонов. Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги.
Список литературы
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
- Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?
- Какие животные почитались в Древнем Египте?
- Какие явления природы нашли отражения в религиозных мифах древних египтян?
- Какие испытания проходили души умерших перед тем, как попасть в царство мертвых?