Всеобщая история

Тема 1: Жизнь первобытных людей

Урок 6: Откуда мы знаем, как жили наши предки

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

 

 

Откуда мы знаем, как жили наши предки 

 

История удовлетворяет потребность человека в самопознании и самосознании. Для того чтобы понять себя, человеку необходимо знать свое прошлое, понимать, как жили его предки.

 

Участники

Геродот (V в. до н.э.) – древнегреческий историк, названный Цицероном отцом истории. Автор сочинений, описывающих греко-персидские войны. 

Фукидид (V в. до н.э.) – древнегреческий историк. Автор труда, посвященного описанию Пелопоннесской войны. От Геродота его отличает более критическое отношение к источникам. Это позволяет считать его одним из предшественников современной исторической науки.

 

Исторические источники

Исторические источники – все, что было создано человеком и может рассказать о жизни людей в прошлом.

Письменные источники:
• эпиграфические источники (эпиграфика),
• рукописные документы,
• печатные документы и др.;

Изобразительные:
• иконы,
• парсуны,
• картины,
• фотографии и др.;

Вещественные:
• любые материальные предметы прошлого (стрелы, луки, посуда, одежда и др.). Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни людей. Археологи занимается поиском и изучением вещественных источников.

Устные:
• предания,
• легенды,
• рассказы очевидцев и др.

Устная история.

Вспомогательные исторические дисциплины:
нумизматика,
сфрагистика,
геральдика.

 

Заключение

Предшественниками истории как науки были такие древнегреческие авторы, как Геродот и Фукидид. В их сочинениях впервые возникает последовательное и связное повествование о важных исторических событиях. История как научная дисциплина занимается разработкой методов критического анализа источников. Эти методы позволяют историку отделить недостоверные сведения от достоверных и узнать, как жили люди даже в отдаленные от нас эпохи.

 

Конспект

В курсе «История Древнего мира» речь идет о таких событиях, которые происходили тысячи лет назад. Но откуда же ученые знают, что все было именно так, а не иначе? Дело в том, что они используют самые разные исторические источники, которых существует несколько видов. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим основные виды исторических источников, узнаем о происхождении науки история.

Интерес к прошлому возник у человека с момента его появления. Сначала люди стремились объяснить все произошедшее при помощи мифов, преданий и легенд, в которых вымысел переплетался с реальными событиями. Но с течением времени повествования о прошлом становились все более достоверными — так зарождалась историческая наука.

Первоначально значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». В древнеримской историографии это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

«Отцом истории» называют греческого ученого Геродота (рис. 1), жившего в V в. до н. э. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и свидетельств очевидцев дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Однако с точки зрения современных исторических исследований труд Геродота не выдерживает критики.

Геродот

Рис. 1. Геродот (Источник) 

Подлинное историческое знание всегда строится на работе  с дошедшими до нас предметами прошлого — историческими источниками. Эти источники бесконечно разнообразны. Рассмотрим основные группы источников, с которыми работают исследователи прошлого.

Письменные источники — эпиграфические документы (надписи на твердых предметах), рукописные и печатные издания, среди которых можно выделить такие источники, как летописи, саги, законы и др. Изобразительные источники — картины, парсуны, иконы, фотографии. Любые материальные свидетельства прошлого мы можем отнести к вещественным источникам. Среди них — предметы быта, посуда, одежда, украшения, уцелевшие постройки и многое другое (рис. 2).

Вещественные источники

Рис. 2. Вещественные источники (Источник)

Важную роль в поиске материальных свидетельств прошлого играет наука археология.  Ученые археологи ведут раскопки на месте древних поселений, находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена (рис. 3).

Археологические раскопки

Рис. 3. Археологические раскопки (Источник)

Особо ценны данные науки этнография — ученые-этнографы занимаются изучением традиционной культуры народов и племен, некоторые из которых до сих пор живут, как и их предки тысячи лет назад. В восстановлении картины прошлого помогают устные источники:  легенды, предания, былины, созданные до появления письменности.

История Древнего мира охватывает огромный период времени, когда люди еще не знали письменности, поэтому особо велико значение данных археологии — почти все, что известно о наших древних предках, добыто трудом археологов.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 

 Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Хронос (Источник).
  2. История Древнего мира (Источник).
  3. История Археологии (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Кого называют «отцом истории»?
  2. Где и когда зародилась историческая наука?
  3. Какие основные виды исторических источников вам известны?
  4. Какая группа источников дает наиболее ценные сведения о дописьменном периоде всемирной истории?

 

 

Видеоурок: Откуда мы знаем, как жили наши предки по предмету Всеобщая история за 5 класс.