Всеобщая история
Тема 1: Жизнь первобытных людейУрок 6: Откуда мы знаем, как жили наши предки
- Видео
- Тренажер
- Теория
Откуда мы знаем, как жили наши предки
История удовлетворяет потребность человека в самопознании и самосознании. Для того чтобы понять себя, человеку необходимо знать свое прошлое, понимать, как жили его предки.
Участники
Геродот (V в. до н.э.) – древнегреческий историк, названный Цицероном отцом истории. Автор сочинений, описывающих греко-персидские войны.
Фукидид (V в. до н.э.) – древнегреческий историк. Автор труда, посвященного описанию Пелопоннесской войны. От Геродота его отличает более критическое отношение к источникам. Это позволяет считать его одним из предшественников современной исторической науки.
Исторические источники
Исторические источники – все, что было создано человеком и может рассказать о жизни людей в прошлом.
Письменные источники:
• эпиграфические источники (эпиграфика),
• рукописные документы,
• печатные документы и др.;
Изобразительные:
• иконы,
• парсуны,
• картины,
• фотографии и др.;
Вещественные:
• любые материальные предметы прошлого (стрелы, луки, посуда, одежда и др.). Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни людей. Археологи занимается поиском и изучением вещественных источников.
Устные:
• предания,
• легенды,
• рассказы очевидцев и др.
Вспомогательные исторические дисциплины:
• нумизматика,
• сфрагистика,
• геральдика.
Заключение
Предшественниками истории как науки были такие древнегреческие авторы, как Геродот и Фукидид. В их сочинениях впервые возникает последовательное и связное повествование о важных исторических событиях. История как научная дисциплина занимается разработкой методов критического анализа источников. Эти методы позволяют историку отделить недостоверные сведения от достоверных и узнать, как жили люди даже в отдаленные от нас эпохи.
Конспект
В курсе «История Древнего мира» речь идет о таких событиях, которые происходили тысячи лет назад. Но откуда же ученые знают, что все было именно так, а не иначе? Дело в том, что они используют самые разные исторические источники, которых существует несколько видов. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим основные виды исторических источников, узнаем о происхождении науки история.
Интерес к прошлому возник у человека с момента его появления. Сначала люди стремились объяснить все произошедшее при помощи мифов, преданий и легенд, в которых вымысел переплетался с реальными событиями. Но с течением времени повествования о прошлом становились все более достоверными — так зарождалась историческая наука.
Первоначально значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». В древнеримской историографии это слово стало обозначать рассказ о событиях прошлого. Вскоре историей стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.
«Отцом истории» называют греческого ученого Геродота (рис. 1), жившего в V в. до н. э. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. Геродот — один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и свидетельств очевидцев дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой «Истории», как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Однако с точки зрения современных исторических исследований труд Геродота не выдерживает критики.
Подлинное историческое знание всегда строится на работе с дошедшими до нас предметами прошлого — историческими источниками. Эти источники бесконечно разнообразны. Рассмотрим основные группы источников, с которыми работают исследователи прошлого.
Письменные источники — эпиграфические документы (надписи на твердых предметах), рукописные и печатные издания, среди которых можно выделить такие источники, как летописи, саги, законы и др. Изобразительные источники — картины, парсуны, иконы, фотографии. Любые материальные свидетельства прошлого мы можем отнести к вещественным источникам. Среди них — предметы быта, посуда, одежда, украшения, уцелевшие постройки и многое другое (рис. 2).
Важную роль в поиске материальных свидетельств прошлого играет наука археология. Ученые археологи ведут раскопки на месте древних поселений, находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена (рис. 3).
Особо ценны данные науки этнография — ученые-этнографы занимаются изучением традиционной культуры народов и племен, некоторые из которых до сих пор живут, как и их предки тысячи лет назад. В восстановлении картины прошлого помогают устные источники: легенды, предания, былины, созданные до появления письменности.
История Древнего мира охватывает огромный период времени, когда люди еще не знали письменности, поэтому особо велико значение данных археологии — почти все, что известно о наших древних предках, добыто трудом археологов.
Список литературы
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
- Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
- Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Кого называют «отцом истории»?
- Где и когда зародилась историческая наука?
- Какие основные виды исторических источников вам известны?
- Какая группа источников дает наиболее ценные сведения о дописьменном периоде всемирной истории?