Всеобщая история
Тема 5: Традиционные общества в раннее новое времяУрок 10: Япония в эпоху правления династии Токугава
- Видео
- Тренажер
- Теория
Япония в эпоху правления династии Токугава
XVII–XIX вв. в Японии называют периодом Эдо, по названию столицы Японии данного периода – города Эдо (современный Токио). В это время страной фактически правили представители рода Токугава.
Предыстория
В XVI в. в Японии боролись за власть могущественные кланы самураев – военного сословия. В самом конце столетия борьба завершилась победой рода Токугава, удерживавшего власть более 250 лет, в течение всего периода Эдо.
События
Особенности периода
В эпоху Эдо Япония представляла собой конфедерацию более чем 200 княжеств, которыми управляли князья-вассалы. Реальной властью обладал сёгун. Он контролировал императора и его двор. Император в этот период не имел ни военной власти, ни материальных ресурсов, но обладал высоким ритуальным и церемониальным статусом. Император считался сыном Неба. От его участия в ритуалах, считали японцы, зависит благополучие страны.
Основная отрасль сельского хозяйства – рисосеяние.
Все население Японии в это время делилось на четыре сословия:
- самураи (наиболее привилегированное сословие),
- крестьяне,
- ремесленники,
- купцы.
Был невозможен не только переход из одного сословия в другое, но и браки между представителями разных сословий. Существовала детальная регламентация жизни каждого сословия. Предписания касались одежды, прически, еды, размера жилища, формы публичного поведения (поклоны, приветствия и т. п.). Сфера деятельности тоже была наследственной (предписанной от рождения).
В период Эдо правительство проводило осознанную политику консервации японского общества, отказа от технологических и культурных нововведений. Япония изолируется от внешнего мира. В течение нескольких столетий страна практически не менялась.
1635 г. – указ, запрещающий японцам покидать пределы страны.
1637–1638 гг. – крестьянское восстание в Симабара, которое возглавили японские христиане. Отныне христианство сёгуны воспринимают, как религию, которая учит неповиновению власти. Христиан в Японии XVII в. преследовали и даже казнили.
1639 г. – сёгунские указы, запрещающие находится в стране христианским миссионерам и европейским купцам. Высаживаться на берегах Японии запрещалось даже послам. Особым правом обладали голландцы. Контакты с европейцами были ограничены двумя голландскими судами в год.
1868–1889 гг. – революция Мэйдзи (ее также называют “реставрация Мэйдзи”). Восстановлена власть императоров. Император Мэйдзи лишает самураев сословных привилегий, реформирует страну по японскому образцу.
Участники
Сёгун – наименование военно-феодальных правителей Японии в период с 1192 по 1867 гг. В этот период императоры были лишены реальной власти.
Токугава – династия сёгунов, которая правила в Японии с 1603 по 1868 гг.
Заключение
Революция Мэйдзи начинает новую эпоху в истории Японии и всего Дальнего Востока. Япония открывается миру. В стране создается промышленность европейского уровня, перевооружается армия и флот. Благодаря этим изменениям Япония начинает доминировать в регионе. В то же время в быту и культуре большинства японцев сохраняется традиционный уклад (см. урок “Япония на пути модернизации”).
Введение
На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.
4 сословия эпохи Токугава
XVII–XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время – город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII–XIX века – это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава. В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна. Сегун – это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.
Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы. Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие – это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.
Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать. Самураи – воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4). Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.
Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.
Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7), ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.
Период японской изоляции
Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII – XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис. 8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться. Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер. В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство. Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.
В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.
Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм. С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII–XIX вв. страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.
Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9). Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.
Начало открытия японских границ и реставрация Мэйдзи
Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис. 10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли, при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации. Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.
Список литературы
- Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. – М., 2013.
- Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006.
- Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. – СПб.: Наука, 2005.
- Лещенко Н. Ф. Япония в эпоху Токугава. – 2-е изд. – М.: Крафт+, 2010.
- Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. – М.: Вече, 2013.
- Толстогузов С. А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. – М., 1999.
- Юдовская А. Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. – М.: «Просвещение», 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Интернет-портал «fb.ru» (Источник)
- Интернет-портал «natiwa.ru» (Источник)
- Интернет-портал «knowhistory.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Какие четыре сословия существовали в эпоху династии Токугава в Японии?
- Почему в японской истории XVII–XIX вв. называются периодом Эдо?
- Почему Япония закрыла свои границы для Европы?
- С какого времени начинается «открытие Японии»?