Физика
Тема 1: Введение в физикуУрок 4: Научный метод
- Видео
- Тренажер
- Теория
Наука и техника – это взаимосвязанные но разные вещи. Цель науки – узнать, как устроена реальность. Цель техники – изменять реальность.
Цель научного метода – познание окружающей реальности, поиск истины:
• Что существует, а что нет?
• Если существует, то как оно функционирует?
• Как устроен наш мир?
Научный метод имеет несколько составляющих:
• Первичные наблюдения и эксперименты
• Построение теорий
• Их последующая экспериментальная проверка и доработка
Эксперимент – это всегда какая-то частность; единичный случай. А из частного не следует общее. Теория же претендует на общность, теоретически она выполняется всегда.
Желательно построить не одну, а, как минимум, две теории, чтобы было, что сравнивать. Особенно это важно, когда рассматриваемое явление сложное и малоизученные.
В науке очень важно то, что происходит после построения теории – ее экспериментальная проверка и доработка. Если имеется несколько теорий, то происходит их соревнование. Теория, которая предсказывает больше экспериментов, выигрывает.
Если теория хорошо описала много экспериментов, служила верой и правдой, ее не отбрасывают мгновенно из-за одного эксперимента. Сначала ее стараются модифицировать так, чтобы она все-таки смогла объяснить эксперимент.
Эксперименты многократно проверяют: насколько корректно они были поставлены и стоит ли доверять их результатам.
Теория отбрасывается только под воздействием систематических проблем с описанием экспериментов или внутренними противоречиями, при наличии новой теории, показывающей лучшие результаты.
Можно сказать, что наука представляет собой соревнование теорий. Теории рождаются, развиваются, подстраиваются под эксперименты. Теории, которые делают это более успешно, принимаются научным сообществом.