География
Тема 7: Растительный и животный мир. Биологические ресурсыУрок 1: Растительный мир России
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы
Урок: Растительный мир России
1. Введение
Цель урока: узнать о разнообразии флоры России, об особенностях растительности на разных территориях страны.
2. Общие сведения. Флора
Именно живая природа, в первую очередь растительность, определяет внешний облик территории. Флора создает образ территории. Именно растения дают названия природным зонам. В России насчитывается порядка 25000-30000 видов растений.
Растения:
- Мхи
- Хвощи
- Плауны
- Папоротники
- Голосемянные (хвойные)
- Покрытосемянные (цветковые)
- Водоросли
- Лишайники
Флора – исторически сложившаяся совокупность растений, распространенных на какой-либо территории. Также выделяют сообщества растений, например, сообщество болота, леса, луга.
В России огромное видовое разнообразие растений. Это разнообразие сложилась за долгий период времени благодаря разным типам климата на территории нашей страны, типам рельефа, почв и другим причинам.
Растительность размещена зонально, с севера на юг.
Причины разнообразия флоры и фауны:
- Физико-географические различия между регионами (широтная зональность, высотная поясность)
- Геологическая история территории
Большое влияние на природу нашей страны оказало четвертичное оледенение. Изменения природных условий приводило к возникновению новых видов на тех территориях, где их раньше не было и появлению новых. Например, во время похолодания с севера переселялись живые организмы арктических пустынь, тундр.
Уникальным местом с точки зрения представителей живых организмов и их разнообразия являются леса Дальнего Востока. Тут на одной территории сочетаются представители растений и животных из разных областей.
3. Основные типы растительности. Арктические пустыни. Тундра
- Арктические пустыни
- Тундра
- Лесные территории
- Степи
- Пустыни
Растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова, она представлена пятнами лишайников, мхов, кустарничков. Растений тут очень мало и встречаются они редко. Растительность низкорослая.
Растительность тундры образует сплошной растительный покров. В тундре произрастают мхи, лишайники (например, ягель), кустарники, кустарнички, различные ягодные растения (голубика, клюква, черника). В тундре много болот и болотистой растительности. Южнее тундра переходит в лесотундру, где появляются древесные растения.
4. Леса
Тайга представляет собой хвойный лес. Здесь произрастает огромное количество различный растений, но в первую очередь в глаза бросаются хвойные деревья: ели, сосны, кедр, лиственница и др. Тайга – самая большая природная зона России. Выделяют темнохвойную тайгу (ель, пихта) и светлохвойную тайгу (сосна и лиственница), а также встречаются участки смешанного леса.
Смешанный лес – переходная зона между тайгой и широколиственными лесами. Здесь встречаются как хвойные растения, так и лиственные, а также кустарники, травы и пр. Смешанные леса произрастают на территории Русской равнины, Западно-Сибирской равнины и частично на юге Дальнего Востока.
Широколиственные леса расположены в европейской части России южнее смешанных лесов. Они произрастают в условиях относительно мягкого климата, растительность в них представлена в основном лиственными деревьями.
5. Лесостепи. Степи. Полупустыни и пустыни
Лесостепи и степи находятся южнее смешанных и широколиственных лесов. Лесостепь – переходная зона от леса к степям. Степь – сообщество травянистых растений, кустарников в условиях сухого климата. Почвы в степях самые плодородные – черноземы. Из-за высокой плодородности почв, степи в наибольшей степени изменены человеком. Степи занимают южные границы России.
Полупустыни и пустыни занимают часть Прикаспийской низменности. Эти природные хоны отличаются нехваткой влаги и высоким испарением.
6. Значение растений
Надо помнить, что растения играют огромную роль в формировании географической оболочки, почв, ландшафта, в жизни животных, людей, являются источником кислорода на планете, очищают воздух. Человек активно использует растения в пищу, в промышленности, при строительстве, лечении и т.д.
Домашнее задание
Параграф 22.
1. Что такое флора?
Список литературы
Основная
1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.
3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.
4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.
2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.
3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.
4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Русское географическое общество (Источник).
3. География (Источник).