География
Тема 7: Растительный и животный мир. Биологические ресурсыУрок 2: Животный мир России
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы
Урок: Животный мир России
1. Введение
Цель урока: узнать о разнообразии фауны России, об особенностях распределения животных по природным зонам и зоогеографическим областям страны.
2. Общие сведения. Фауна
Человек постоянно взаимодействует с животными и сам является представителем животного мира, с помощью животных люди даже проходят лечение
В общей сложности в России насчитывается около 130000 видов животных, из них большая часть приходится на насекомых (около 90000 видов).
Животные:
- Беспозвоночные (моллюски, насекомые, черви и пр.)
- Позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птица, млекопитающие)
Фауна – исторически сложившаяся совокупность животных, распространенных на какой-либо территории. На территории России выделяют несколько районов, имеющих особый состав фауны. Такие районы называются зоогеографические области.
Основные факторы, влияющие на разнообразие фауны на территории России:
- Геологическая история
- Разнообразие природных условий
- Климат
Причины размещения видов живых существ:
- Природная зональность
- Высотная поясность
3. Животные арктических пустынь, тундры и лесотундры
Видов животных арктических пустынь очень мало, это связано с тяжелыми условиями существования. Здесь обитают в основном живые организмы, образ жизни которых связан с морем, так как именно в нем есть пропитании. Здесь обитают моржи, тюлени, белые медведи, различные птицы, встречаются писцы, много рыбы.
Животных в тундре больше, но многие во время зимы перекочевывают южнее. Животный мир тундры: полярные совы, волки, лемминги, песцы, северные олени, лисицы. У северных животных имеются различные приспособления для жизни в таких природных условиях: толстый слой жира, белая окраска, когти и др. В тундре много комаров и мошкары.
В лесотундре встречаются обитатели тайги и тундры. Ярким представителем животного мира здесь является росомаха.
4. Животные лесов
Тайга расположена южнее тундры и лесотундры. Из-за большой протяженности таежной зоны, в ее пределах встречаются самые различные представители животного мира. В тайге обитают лисы, медведи, волки, соболя, белки, росомахи, зайцы, бурозубки, мыши, рыси, различные птицы и др.
В смешанных и широколиственных лесах обитают кабаны, волки, лисы, белки, совы, дятлы, медведи, лоси, благородные олени, куницы, бурундуки и др. По сравнению с тайгой, в этих природных зонах появляется больше земноводных и пресмыкающихся. Много интересных и необычных животных обитает на юге Дальнего Востока: изюбрь,
гималайский медведь, дальневосточный енот, харза, уссурийский тигр, дальневосточный леопард.
5. Лесостепи. Степи. Полупустыни и пустыни
Животные степей и лесостепей это в основном животные открытых пространств. Здесь встречаются суслики, сурки, тушканчики, кабаны, лисицы, мыши, сайгаки, змеи, различные птицы (например, дрофы, жаворонки, степные орлы).
В полупустынях обитают змеи, ящерицы, тушканчики, ушастые ежи, насекомые и др.
6. Значение животных
Животные создают неповторимый облик нашей страны. Они являются поставщиками различных ресурсов, пищи, меха. Кром того о животных слагают легенды, сказки, у многих народов есть культ какого-либо животного. Но, к сожалению, многие виды животных как в России, так и за ее пределами находятся на грани исчезновения, например уссурийский тигр, дальневосточные леопард, рыбный филин, даурский еж, дрофа и другие. Исчезающие, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные занесены в Красную книгу России.
7. Дополнительный материал
Медведи на дороге.
Многие медведи в поисках еды идут «попрошайничать» на дороги.
Котокафе.
Недостаток общения с животными многие люди компенсируют весьма оригинальными способами… Например, в Японии открываются котокафе в которых кошек можно покормить, погладить, подержать на руках.
Ледниковый период.
В Москве работает театр-музей «Ледниковый период». Его экспозиция посвящена мамонтовой фауне.
Игорь Шпиленок.
Игорь Шпиленок – замечательный фотограф, который запечатлеет животных.
Амурский тигр.
Уссурийский (Амурский) тигр – самый северный тигр в мире по ареалу обитания. Считается, что в дикой природе их осталось около 300-400.
Домашнее задание
Параграф 27.
1. Что такое фауна?
Список литературы
Основная
1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.
3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.
4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с..
Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ
1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.
2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.
3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.
4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Русское географическое общество (Источник).
3. География (Источник).