География

Тема 7: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Урок 2: Животный мир России

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Тема: Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы

Урок: Животный мир России


1. Введение


Цель урока: узнать о разнообразии фауны России, об особенностях распределения животных по природным зонам и зоогеографическим областям страны.


2. Общие сведения. Фауна


Человек постоянно взаимодействует с животными и сам является представителем животного мира, с помощью животных люди даже проходят лечение

Дельфинотерапия

Рис. 1. Дельфинотерапия (Источник)

В общей сложности в России насчитывается около 130000 видов животных, из них большая часть приходится на насекомых (около 90000 видов).

Животные:

  1. Беспозвоночные (моллюски, насекомые, черви и пр.)
  2. Позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птица, млекопитающие) 

Разнообразие животных

Рис. 2. Разнообразие животных

Фауна – исторически сложившаяся совокупность животных, распространенных на какой-либо территории. На территории России выделяют несколько районов, имеющих особый состав фауны. Такие районы называются зоогеографические области.

Карта зоогеографического районирования России

Рис. 3. Карта зоогеографического районирования России (Источник)

Основные факторы, влияющие на разнообразие фауны на территории России:

  1. Геологическая история
  2. Разнообразие природных условий
  3. Климат

Причины размещения видов живых существ:

  1. Природная зональность
  2. Высотная поясность

Зоологическая карта России

Рис. 4. Зоологическая карта России (Источник)


3. Животные арктических пустынь,  тундры и лесотундры


Видов животных арктических пустынь очень мало, это связано с тяжелыми условиями существования. Здесь обитают в основном живые организмы, образ жизни которых связан с морем, так как именно в нем есть пропитании. Здесь обитают моржи, тюлени, белые медведи, различные птицы, встречаются писцы, много рыбы.

Белый медведь

Рис. 5. Белый медведь (Источник)

Животных в тундре больше, но многие во время зимы перекочевывают южнее. Животный мир тундры: полярные совы, волки, лемминги, песцы, северные олени, лисицы. У северных животных имеются различные приспособления для жизни в таких природных условиях: толстый слой жира, белая окраска, когти и др. В тундре много комаров и мошкары.

В лесотундре встречаются обитатели тайги и тундры. Ярким представителем животного мира здесь является росомаха.

Северный олень

Рис. 6. Северный олень (Источник)


4. Животные лесов


Тайга расположена южнее тундры и лесотундры. Из-за большой протяженности таежной зоны, в ее пределах встречаются самые различные представители животного мира. В тайге обитают лисы, медведи, волки, соболя, белки, росомахи, зайцы, бурозубки, мыши, рыси, различные птицы и др.

Рысь

Рис. 7. Рысь (Источник)

В смешанных и широколиственных лесах обитают кабаны, волки, лисы, белки, совы, дятлы, медведи, лоси, благородные олени, куницы, бурундуки и др. По сравнению с тайгой, в этих природных зонах появляется больше земноводных и пресмыкающихся. Много интересных и необычных животных обитает на юге Дальнего Востока: изюбрь,

гималайский медведь, дальневосточный енот, харза, уссурийский тигр, дальневосточный леопард.

Лось

Рис. 8. Лось (Источник)


5. Лесостепи. Степи. Полупустыни и пустыни


Животные степей и лесостепей это в основном животные открытых пространств. Здесь встречаются суслики, сурки, тушканчики, кабаны, лисицы, мыши, сайгаки, змеи, различные птицы (например, дрофы, жаворонки, степные орлы).

Степной орел

Рис. 9. Степной орел (Источник)

В полупустынях обитают змеи, ящерицы, тушканчики, ушастые ежи, насекомые и др.


6. Значение животных


Животные создают неповторимый облик нашей страны. Они являются поставщиками различных ресурсов, пищи, меха. Кром того о животных слагают легенды, сказки, у многих народов есть культ какого-либо животного. Но, к сожалению, многие виды животных как в России, так и за ее пределами находятся на грани исчезновения, например уссурийский тигр, дальневосточные леопард, рыбный филин, даурский еж, дрофа и другие. Исчезающие, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные занесены в Красную книгу России.


7. Дополнительный материал


Медведи на дороге.

Многие медведи в поисках еды идут «попрошайничать» на дороги.

Котокафе.

Недостаток общения с животными многие люди компенсируют весьма оригинальными способами… Например, в Японии открываются котокафе в которых кошек можно покормить, погладить, подержать на руках.

Ледниковый период.

В Москве работает театр-музей «Ледниковый период». Его экспозиция посвящена мамонтовой фауне.

Игорь Шпиленок.

Игорь Шпиленок – замечательный фотограф, который запечатлеет животных.

Амурский тигр.

Уссурийский (Амурский) тигр – самый северный тигр в мире по ареалу обитания. Считается, что в дикой природе их осталось около 300-400.

Амурский тигр

Рис. 10. Амурский тигр (Источник)

 

Домашнее задание

Параграф 27.

1. Что такое фауна?

 

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас – 7-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 – 56 с.

 

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с..

 

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2010. – 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. – 284 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Русское географическое общество (Источник).

3.  География (Источник).