Химия
Тема 4: Химическая связь. Электролитическая диссоциацияУрок 13: Типы химических реакций. Опыты
- Видео
- Тренажер
- Теория
Опыт № 1. Взаимодействие оксида кальция с водой
Возьмем немного порошка оксида кальция и растворим его в воде. В результате реакции выделяется пар, т. е. вода нагревается и интенсивно испаряется. Историческое название оксида кальция – негашеная известь. Вещество, образующееся в результате данной реакции, называют гашеной известью.
Добавим в раствор полученного вещества несколько капель индикатора фенолфталеина. Цвет раствора стал малиновым, что свидетельствует о щелочной реакции среды (рис. 1). Запишем уравнение реакции и определим ее тип по различным признакам.
В результате взаимодействия оксида кальция с водой образуется одно вещество – гидроксид кальция.
Гидроксид кальция – малорастворимое основание, но, несмотря на это, оно относится к щелочам (поэтому фенолфталеин стал малиновым). Реакция оксида кальция с водой сопровождается выделением теплоты, это экзотермическая реакция.
Са+2О-2 + Н+2О-2 = Са+2(О-2Н+1)2 + Q
Степени окисления элементов в ходе проведенной реакции не изменились, следовательно, эта реакция не окислительно-восстановительная.
Мы видели, что реакция протекала быстро и без участия катализатора, поэтому она относится к некаталитическим реакциям.
При обычных условиях и достаточном количестве воды практически весь оксид кальция превращается в гидроксид, поэтому в таких условиях эта реакция необратима. Но при повышенных температурах будет одновременно протекать и обратная реакция – разложение гидроксида кальция на оксид кальция и воду:
Са(ОН)2 = СаО + Н2О - Q
Понятие обратимости очень условно и зависит от условий проведения реакции.
Опыт № 2. Реакция нейтрализации
В раствор гидроксида натрия добавим несколько капель индикатора – метилоранжа. Желтая окраска индикатора свидетельствует о щелочной среде раствора. Будем добавлять по каплям разбавленную соляную кислоту до тех пор, пока окраска индикатора не станет оранжевой – соответствующей нейтральной среде (рис. 2). В результате данной реакции щелочная среда гидроксида натрия нейтрализуется соляной кислотой, продуктами реакции являются хлорид натрия и вода:
NaOH + HСl = NaCl + H2O
Реакция нейтрализации – частный случай реакции обмена.
Опыт № 3. Взаимодействие цинка с раствором сульфата меди (II)
В раствор сульфата меди опустим две гранулы цинка. Через некоторое время цвет раствора изменится, а на поверхности цинка образуется красный налет выделившейся меди (рис. 3).
Запишем уравнение проведенной реакции и определим ее тип по числу и составу участников реакции.
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu
В результате реакции более активный металл – цинк – вытесняет менее активный металл – медь – из раствора соли. Данная реакция относится к типу замещения.
В ходе реакции степень окисления цинка и меди меняется, следовательно, это окислительно-восстановительная реакция.
Опыт № 4. Нагревание бихромата аммония («Вулкан»)
Поместим оранжевый порошок дихромата аммония на негорючую поверхность. Для начала реакции необходимо нагревание. Для этого поднесем горящую лучинку к вершине горки из дихромата аммония. Далее реакция протекает самопроизвольно. В результате реакции выделяются теплота и свет. Оранжевый дихромат аммония превращается в зеленый оксид хрома (III), кроме него выделяются вода и азот (рис. 4).
Запишем уравнение проведенной реакции и определим ее тип.
(N-3H+4)2Cr2+6O-27 = N02 + Cr+32O-23 + 4H+2O-2 + Q
Из одного вещества образуются три продукта реакции, значит, данная реакция относится к типу разложения. Кроме того, она экзотермическая (т. е. протекает с выделением теплоты), окислительно-восстановительная (т. к. степени окисления азота и хрома изменились в ходе реакции), необратимая и некаталитическая (протекает без использования катализаторов).
Подведение итога урока
На уроке были рассмотрены опыты по изучению типов химических реакций по различным признакам. Вы узнали, как протекают некоторые реакции, относящиеся к типам: соединение, обмен, разложение и замещение.
Список литературы
- Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013 (§15).
- Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник)
- Интернет-портал «himhelp.ru» (Источник)
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)
Домашнее задание
- с. 105 №№ 3, 4, А1, А2 из учебника П. А. Оржековского «Химия: 9-й класс» / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, М. М. Шалашова. – М.: Астрель, 2013.
- К каким типам по разным признакам относится реакция образования хлороводорода из простых веществ?