Химия
Тема 5: Окислительно-восстановительные реакцииУрок 4: Окислительно-восстановительные реакции
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие «окислительно-восстановительные реакции»
Рассмотрим реакцию магния с кислородом. Запишем уравнение этой реакции и расставим значения степеней окисления атомов элементов:
Как видно, атомы магния и кислорода в составе исходных веществ и продуктов реакции имеют различные значения степеней окисления. Запишем схемы процессов окисления и восстановления, происходящих с атомами магния и кислорода.
До реакции атомы магния имели степень окисления, равную нулю, после реакции - +2. Таким образом, атом магния потерял 2 электрона:
Магний отдает электроны и сам при этом окисляется, значит, он является восстановителем.
До реакции степень окисления кислорода была равна нулю, а после реакции стала -2. Таким образом, атом кислорода присоединил к себе 2 электрона:
Кислород принимает электроны и сам при этом восстанавливается, значит, он является окислителем.
Запишем общую схему окисления и восстановления:
Число отданных электронов равно числу принятых. Электронный баланс соблюдается.
Отличие окислительно-восстановительных реакций от реакций ионного обмена
В окислительно-восстановительных реакциях происходят процессы окисления и восстановления, а значит, меняются степени окисления химических элементов. Это отличительный признак окислительно-восстановительных реакций.
Окислительно-восстановительными называют реакции, в которых химические элементы изменяют свою степень окисления.
Изменение степеней окисления окислителя и восстановителя
Рассмотрим на конкретных примерах, как отличить окислительно-восстановительную реакцию от прочих реакций.
- NaOH + HCl = NaCl + H2O
- СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О
Для того чтобы сказать, является ли реакция окислительно-восстановительной, необходимо расставить значения степеней окисления атомов химических элементов.
+1-2+1 +1 -1 +1 -1 +1 -2
1. NaOH + HCl = NaCl + H2O
Обратите внимание, степени окисления всех химических элементов слева и справа от знака равенства остались неизменными. Значит, эта реакция не является окислительно-восстановительной.
-4 +1 0 +4-2 +1 -2
2. СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О
В результате данной реакции степени окисления углерода и кислорода поменялись. Причем углерод повысил свою степень окисления, а кислород понизил. Запишем схемы окисления и восстановления:
-4 +4
С - 8е = С - процесс окисления
0 -2
О + 2е = О - процесс восстановления
Чтобы число отданных электронов было равно числу принятых, т. е. соблюдался электронный баланс, необходимо домножить вторую полуреакцию на коэффициент 4:
-4 +4
С - 8е = С - восстановитель, окисляется
0 -2
О + 2е = О 4 - окислитель, восстанавливается
Окислитель в ходе реакции принимает электроны, понижая свою степень окисления, он восстанавливается.
Восстановитель в ходе реакции отдает электроны, повышая свою степень окисления, он окисляется.
Список рекомендованной литературы
- Микитюк А. Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А. Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009 (с. 67).
- Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007 (§22).
- Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009 (§5).
- Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008 (с. 54-55).
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003 (с. 70-77).
Дополнительные веб-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (интерактивные задачи по теме) (Источник)
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)
Домашнее задание
- № 10.40 – 10.42 из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И. Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.
- Участие в реакции простых веществ – верный признак окислительно-восстановительной реакции. Объясните почему. Напишите уравнения реакций соединения, замещения и разложения с участием кислорода О2.