Химия
Тема 5: Окислительно-восстановительные реакцииУрок 5: Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
- Видео
- Тренажер
- Теория
Сущность электронного баланса
При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций следует учесть, что число электронов, отданных восстановителем, должно быть равно числу электронов, принятых окислителем. Должен соблюдаться электронный баланс.
Пример использования метода электронного баланса
В качестве примера рассмотрим реакцию соляной кислоты с перманганатом калия.
Запишем схему данной реакции, зная, что продуктами реакции являются хлорид калия, хлорид марганца, хлор и вода:
HCl + KMnO4 → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
Расставить коэффициенты в схеме такой реакции методом подбора достаточно сложно. В таком случае используют метод электронного баланса.
Дальше необходимо расставить значения степеней окисления химических элементов и определить, у каких элементов степень окисления изменилась:
+1-1 +1 +7-2 +1-1 +2 -1 0 +1 -2
HCl + KMnO4 → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O
Степени окисления поменяли марганец и хлор.
Записываем схемы процессов окисления и восстановления:
+7 +2
Mn +5e = Mn
-1 0
2Cl – 2e = Cl2
(Как правило, простое вещество в полуреакциях окисления или восстановления записывают в молекулярном виде – в данном случае Cl2. Тогда в левой части полуреакции должно быть два атома хлора. Один атом хлора теряет один электрон, а два атома – два электрона.)
Чтобы уравнять число отданных и принятых электронов, домножим первую полуреакцию на 2, а вторую – на 5.
+7 +2
Mn +5e = Mn 2 окислитель, восстанавливается
-1 0
2Cl – 2e = Cl2 5 восстановитель, окисляется
Получаем:
+7 +2
2Mn +10e = 2Mn
-1 0
10Cl – 10e = 5Cl2
Полученные коэффициенты ставим перед соответствующими формулами в правой части уравнения:
HCl + KMnO4 → KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + H2O
Теперь находим коэффициенты для формул всех остальных веществ:
16HCl + 2KMnO4 = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O
Получили уравнение реакции.
Список рекомендованной литературы
- Микитюк А. Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А. Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009 (с. 68-71).
- Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007 (§22).
- Рудзитис Г. Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009 (§5).
- Химия. 8-11 классы: тренинги и тесты с ответами по теме «Окислительно-восстановительные реакции» / авт.-сост. Т. М. Солдатова. – Волгоград: Учитель, 2007 (с. 12-20).
- Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008 (с. 55).
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003 (с. 70-77).
Дополнительные веб-ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) (Источник)
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (интерактивные задачи по теме) (Источник)
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник)
Домашнее задание
- № 10.46 из «Сборника задач и упражнений по химии для средней школы» И. Г. Хомченко, 2-е изд., 2008 г.
- №№ 7.17, 7.26 из сборника задач и упражнений по химии (8-11 классы), автор - А. Д. Микитюк. – М.: Изд. «Экзамен», 2009.