Химия

Тема 8: Органические вещества

Урок 1: Распознавание неорганических веществ с помощью характерных реакций

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Распознавание солей аммония

 

Химические свойства неорганических веществ, которые позволяют распознавать определенные вещества среди других, называются качественными реакциями. Качественным реакциям присущи особые признаки, отличающие их от других взаимодействий, например, выделение газа, изменение цвета раствора, выпадение осадка определенного цвета, появление характерного запаха. Рассмотрим некоторые качественные реакции неорганических веществ.

 

1. Распознавание солей аммония. При взаимодействии солей аммония со щелочами выделяется газ с характерным запахом – аммиак.

NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O

Качественной реакцией на катионы аммония NH4+ является взаимодействие с гидроксид-анионами: NH4+ OH= NH3↑ + H2O.

 

Распознавание солей меди (II)

 

 

2. Распознавание солей меди (II). При взаимодействии растворимых в воде солей двухвалентной меди с раствором щелочи выпадает ярко-синий осадок гидроксида меди (II).

 

CuSO+ 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu2+ + 2OH= Cu(OH)2

 

 

Распознавание сульфатов

 

 

3. Распознавание сульфатов. Сульфат-анион SO42- распознают по взаимодействию с катионами Ва2+. При этом в осадок выпадает белый, нерастворимый в воде и кислотах сульфат бария ВаSO4.

 

SO42-+ Ba2+ = BaSO4

Пример: Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

 

 

Распознавание хлоридов, бромидов и иодидов

 

 

4. Распознавание хлоридов, бромидов и иодидов. При взаимодействии растворимых в воде хлоридов, бромидов и иодидов металлов с раствором нитрата серебра выпадает осадок галогенида серебра:

 

  • хлорид серебра AgCl – белого цвета;
  • бромид серебра AgBr – светло-желтого цвета;
  • иодид серебра AgI – желтого цвета.

Примеры:

1) NaCl + AgNO3 = AgCl↓ + NaNO3

    Cl- + Ag+= AgCl↓

2) NaBr + AgNO3 = AgBr↓ + NaNO3

    Br- + Ag+= AgBr↓

3) NaI + AgNO3 = AgI↓ + NaNO3

    I- + Ag+= AgI↓

 

 

Распознавание карбонатов

 

 

5. Распознавание карбонатов. Карбонат-анионы распознают действием на карбонаты кислот, при этом выделяется углекислый газ:

 

CO32-+ 2H= CO2↑+ H2O

Пример: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O

 

Список рекомендованной литературы

  1. Журин А. А. Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  2. Микитюк А. Д. Сборник задач и упражнений по химии. 8-11 классы / А. Д. Микитюк. – М.: Экзамен, 2009.
  3. Оржековский П. А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П. А. Оржековский, Л. М. Мещерякова, Л. С. Понтак. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  4. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл./ П. А. Оржековский, Н. А. Титов, Ф. Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  5. Хомченко И. Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.

 

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник)
  2. Готовимся к ЕГЭ по химии (Источник)

 

Домашнее задание

Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл. / П. А. Оржековский, Н. А. Титов, Ф. Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – с. 127 № 514

 

Видеоурок: Распознавание неорганических веществ с помощью характерных реакций по предмету Химия за 9 класс.