Информатика

Тема 2: Человек и информация

Урок 3: Образование понятий

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?


Информатика 6 класс

Глава 2. Человек и информация.

Урок 3. Образование понятий.

 


Введение


На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы:

1.      Что такое объект?

2.      Какие бывают признаки объекта?

3.      Что такое понятие?

4.      Что такое анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение?

5.      Чем характеризуется понятие?


Формирование понятий


Формирование понятий происходит следующим образом:

·         Анализом;

·         Синтезом;

·         Сравнением;

·         Абстрагированием;

·         Обобщением.


Анализ


Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Например, морфологический разбор глагола (рис. 1).

 

Рисунок 1.

Ссылка

 


Синтез


Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Например, береза получается в результате соединения отдельных элементов (рис. 2).

 

 

 

Рисунок 2.

Ссылка

 

Другой типичный пример – сборка пазла или мозаики (рис. 3).

 

Рисунок 3.

Ссылка


Сравнение


Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.

Например, мяч (рис. 4): существенными признаками является форма и возможность использования его в различных играх.

 

Рисунок 4.

Ссылка

_____________________________________________________________________________

Примеры на сравнение

 

К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности.

В науке сравнение позволяет выявить сходства и различия сопоставляемых предметов.

Так, в учебнике биологии приводятся такие сравнения: «Тело медузы студенистое, похоже на зонтик»; «Цветок гороха напоминает сидящего мотылька».

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство.

Пример:

«Как конь попоною, одет рояль, забытый» И.Анненский

«Их лепестки трехгранные – как крылья, как белый шелк» И. Северянин о маргаритках

«Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва» Н. Гумилев

 

Художественное сравнение часто включает в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.:

«Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны»

 


Абстрагирование


Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Например, для дуба и березы существенные признаки: цвет и форма ствола, цвет и форма листьев; а несущественные признаки: возраст, высота, месторасположение.


Обобщение


Обобщение – мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому-то признаку, называют классом.

Например:

Класс ХВОЙНЫЕ (рис. 5). Название происходит от слова «хвоя», которым обычно обозначают игловидные листья у таких представителей, как сосна, ель или пихта.

 

Рисунок 5.

Ссылка


Содержание понятия


Содержание понятия

 

Понятие характеризуется содержанием. Содержание понятия – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.

Например, клавиатура компьютера – устройство, содержащее комплект расположенных в определенном порядке клавиш, нажатие на которые обеспечивает ввод в компьютер символов или команд.

____________________________________________________________________________

Приемы, сходные с определением

 

Дать определение всем понятиям невозможно. Поэтому другие способы введения понятий – приемы, сходные с определением:

·         Описание;

·         Характеристика;

·         Разъяснение посредством примера и др.

 

Описание состоит в перечислении внешних черт предмета с целью указания нестрогого отличия его от сходных с ним предметов.

Описание дает чувственно-наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления.

Описания применяются в художественной литературе (описание внешности героя, описание пейзажей, животных и т.д.), в исторической литературе (описание Куликовской битвы, описание обликов вождей, военачальников).

 

Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Пример:

«Аристотель – величайший мыслитель древности»

«Леность – это отвращение человека от усилий»

 

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Например, при изучении иностранного языка называют и показывают предмет (или картинку с его изображением).

 

_____________________________________________________________________________


Объем понятия


Объем понятия

 

Также понятие характеризуется своим объемом. Объем – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.

Так, например, множество букв русского алфавита представляет собой конечное множество. Множество целых чисел – бесконечное множество. Также возможно пустое множество, например, множество отличников в классе, где нет отличников.


Единичное и общее понятия


Единичное и общее понятия

 

Понятие может быть единичным и общим.

Единичное понятие – это конкретный объект, тот самый, о котором идет речь.

Например, первый космонавт в мире – Юрий Гагарин (рис. 6), писатель – Лев Толстой.

 

 

 

Рисунок 6. Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968 гг.)

Ссылка

 

Общее понятие – это множество однородных объектов, которое называют классом объектов.

Например, класс объектов самолетов (рис. 7) сюда входят и пассажирские самолеты, и военные, и спортивные.

 

 

 

Рисунок 7.

Ссылка

_____________________________________________________________________________

Ошибки, возможные в определении

 

1.      Определение должно быть соразмерным, то есть объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

 

Например, в определении «Бочка – сосуд для хранения жидкости». С одной стороны, таким сосудом может быть и ведро, и чайник; с другой стороны, бочка пригодна для хранения и твердых тел, а не только жидкостей.

 

2.      Определение должно быть четким, ясным. Определения понятий должны быть свободны от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями.

 

Не будут корректными определениями следующие суждения:

«Краткость – сестра таланта» (А.П.Чехов)

«Повторение – мать учения»

«Родительская любовь – любовь самая бескорыстная» (Рюноскэ Акутагава)

 

3.      Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие определяются одно через другое. Такие определения носят название тавтологии.

 

Не могут считаться определениями следующие фразы:

«Сверхпроводник – вещество, обнаруживающее явление сверхпроводимости»

«Фильтрование – процесс разделения с помощью фильтра»

 

Некорректные определения: «масляное масло», «заданная задача», «поиграем в игру».

 

________________________________________________________________________


Вопросы


 

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.      С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?

2.      Какие признаки считаются существенными?

3.      Что такое понятие?

4.      Чем отличается реально существующий объект от понятия?

5.      Перечислите основные логические приемы формирования понятий.

6.      Что такое содержание и объем понятия?

 

 

 

Список рекомендованной литературы.

1)      Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

2)      Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

3)      Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.

1)      http://www.plam.ru/philos/logika_konspekt_lekcii/p6.php

2)      http://likt590skorodumova.blogspot.com/2013/01/6_21.html

3)      http://ychinf.ucoz.ru/index/6_klass/0-9

 

Рекомендованное домашнее задание.

1)      §2.3 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);

2)      Стр. 42–43 задание 1–10 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);

3)      Стр. 47 задание 1–8 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса).