Информатика
Тема 2: Человек и информацияУрок 2: Понятие как форма мышления
- Видео
- Тренажер
- Теория
Информатика 6 класс
Глава 2. Человек и информация.
Урок 2. Понятие как форма мышления.
Введение
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научные открытия нам помогает мышление.
На этом уроке будут рассмотрены вопросы:
1. Что такое объект?
2. Какие бывают признаки объекта?
3. Что такое понятие?
4. Как выражаются понятия?
Объект
Нас окружает множество объектов. Объект – это любой одушевленный или неодушевленный предмет, явление или событие. Объекты (рис. 1) – это вещи, процессы, явления, люди, животные.
Рисунок 1. Объекты.
Признаки объекта
Признаки объекта
Признаки объекта состоят из:
· Свойств (зеленый, круглый, сладкий, большой);
· Отношений (больше, громче, короче).
Признаки объекта делятся на:
· Существенные;
· Несущественные.
_____________________________________________________________________________
Свойства объекта
Объекты различают по их свойствам – форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению и так далее. Свойства объекта воспринимаются с помощью органов чувств.
Ощущение, полученное, например, глазами, – это зрительный сигнал. Мы говорим: объект светлый, блестящий, круглый, большой, зеленый.
Ухом мы воспринимаем слуховой сигнал, о котором говорим: громкий, шелестящий, звонкий.
Кожей мы воспринимаем тактильный сигнал (мокрый, холодный, гладкий).
Носом – обонятельный сигнал (свежий, резкий, приятный).
Языком – вкусовой сигнал (горький, соленый, сладкий).
Свойства имеют не только предметы и живые существа, но и объекты, не являющиеся ими, но обозначаемые именем существительным.
Например, любовь может иметь такие свойства: большая, верная, бескорыстная.
Радость может быть бурной, искренней, бег – стремительным, быстрым, а доброта – подлинной.
Предложение тоже имеет свои свойства: «выражать законченную мысль», «быть вопросительным», «быть восклицательным», «быть простым» или «быть сложным».
Отношения между объектами
Отношения между объектами определяют связи между объектами.
Отношения могут быть пространственными:
Больше – меньше
Дальше – ближе
Отношения могут быть порядковые:
Первый – последний
Впереди – сзади
Отношения могут быть причинно-следственные:
Идет дождь – на улице мокро
Родственные отношения:
Брат – сестра
Отец – сын
Симметричные отношения:
Притяжение между Землей и Луной
Коллеги на работе
Сестры между собой
Несимметричные отношения:
Начальник – подчиненный
Учитель – ученик
Отношение «целое – часть»:
Ветка – часть дерева
Рука – часть тела
Лист – часть тетради
Отношения «противоположности»:
Веселый – грустный
Черное – белое
Добрый – злой
_____________________________________________________________________________
Рассмотрим примеры существенных и несущественных признаков объекта на примере двух деревьев – дуба и березы.
Существенные признаки объекта:
· Цвет и форма ствола;
· Цвет и форма листьев.
Несущественные признаки объекта:
· Возраст;
· Высота;
· Месторасположение.
По таким признакам мы отличаем один объект от другого.
Понятие
Понятие
Совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии.
Понятие в языке выражается одним (девочка (рис. 2)) или несколькими (учебник информатики (рис. 3)) словами.
Рисунок 2. Девочка
Рисунок 3. Учебник информатики.
Омонимы
Омонимы
Существуют слова омонимы (рис. 4) – слова, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие.
Например: лист (лист бумаги и лист дерева), лук (овощ и разновидность оружия).
|
|
Рисунок 4. Омонимы
Синонимы
Синонимы
Синонимы – слова, которые выражают одно и то же понятие, но звучат различно.
Например: вождь – фельдмаршал, глава, главарь, вожак, атаман, правитель, руководитель; еда – блюдо, порция, рацион, обед, завтрак, полдник, ужин, закуска.
Словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями – когда думаем, поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.
Вопросы
Попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?
2. Какие признаки считаются существенными?
3. Что такое понятие?
4. Чем отличается реально существующий объект от понятия?
Список рекомендованной литературы.
1) Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2) Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
3) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.
1) http://festival.1september.ru/articles/574522/
2) http://likt590skorodumova.blogspot.com/2013/01/6_21.html
3) http://likt590skorodumova.blogspot.com/2013/01/6_21.html
Рекомендованное домашнее задание.
1) §2.3 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);
2) Стр. 40 задание 1–8 (Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса);