Информатика

Тема 1: Базовые понятия информатики

Урок 2: Информатика. Данные и информация

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Термины «информатика» и «программирование» часто в бытовом употреблении часто смешиваются. Но информатика как наука и область применения шире программирования, а программирование всего лишь один из разделов информатики.

Информатика — это наука о методах сбора, накопления, хранения, обработки, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий.

Чем информация отличается от данных?

Данные — это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач.

Компьютеры считывают данные, а с помощью формул, программы или приложений, компьютер может превратить данные в информацию, понятную человеку. Но происходит это через осознанное намерение человека, сам компьютер не знает, как обработать данные, чтобы получить информацию, ему нужны указания и команды от человека.

Интерпретация — это процесс превращения данных в информацию, процесс придания им смысла.

Этот процесс зависит от многих факторов: кто интерпретирует данные, какой информацией уже рас­по­ла­га­ет интерпретатор, с каких позиций он рассматривает полученные дан­ные и т.д.

Данные формальны, а информация абстрактна и её достоверность зависит от интерпретации. Чтобы оценить полученную информацию, лучшим решением будет посмотреть на данные и оценить их интерпретацию, насколько она соответствует вашим требованиям, опирается ли она по большей части на объективные данные или, наоборот, сильно зависит от субъективных источников. 

Для оценки источников информации существует тест CRAAP:

Своевременность, актуальность информации: когда была опубликована информация, является ли 
эта информация актуальной или устаревшей, являются ли ссылки функциональными.

Релевантность информации для ваших нужд: относится ли эта информация к вашей теме или отвечает на ваш вопрос, кто является предполагаемой аудиторией, смотрели ли вы разные источники.

Авторитетность источника информации: кто автор/издатель/источник/спонсор, какова квалификация автора, приводится ли опыт автора.

Точность, надежность, достоверность: откуда поступает информация, подтверждается ли она доказательствами, прошла ли она ревью, является ли язык беспристрастным.

Цель существования информации: какова причина появления информации, четко ли заявляют спонсоры о своих намерениях, эта информация является фактом, мнением или пропагандой?

Как проблема интерпретации связана с информатикой? Для этого обратимся к определению информационных технологий.

Информационные технологии — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Таким образом, цель информационных технологий — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. 

А задача IT-специалиста — это настраивать IT-процессы так, чтобы информация, которую мы получаем из информационных источников, была достаточно надежной, чтобы мы могли ее использовать в своих целях, а значит данные должны быть максимально объективно интерпретированы.

Дополнительные материалы:

§1.1 Информация и её свойства. (Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013) 

§1.2 Информационные процессы. (Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013) 

Глава 1. Информация и информационные процессы. (Информатика. 10 класс. Базовый уровень / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017)

Глава 1. Информация и информационные процессы. (Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса: в 2 ч. Ч.1 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013)