Информатика

Тема 8: Средства и технологии в создании и обработке мультимедийной информации

Урок 11: Моделирование тестов

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Моделирование процесса тестирования, простые условия


Процесс тестирования можно описать следующим образом: тестируемому задается вопрос, он отвечает на этот вопрос, экзаменатор сравнивает ответ с правильным, и, в зависимости от того, совпали они или нет, тестируемый получает или не получает балл.

Для моделирования процесса тестирования в электронных таблицах нужно:

- выделить диапазон ячеек, в которых будут записаны вопросы;

- выделить диапазон ячеек, в которых будут записываться ответы (причем ответы могут быть записаны как в числовой форме, так и в словесной);

- если предлагаются варианты ответов, то нужно выделить диапазон ячеек, в которых эти варианты будут записаны;

- выбрать ячейку и записать в нее формулу, которая будет сравнивать введенные ответы с правильными и выдавать результат тестирования (формула будет выполнять роль экзаменатора).

Такую формулу удобно записать с помощью функции ЕСЛИ. У данной функции три аргумента: первый аргумент – это собственно условие, в данном случае совпадение введенного и правильного ответов; второй аргумент – действие, которое выполняется в случае, если условие истинно; третий аргумент – действие, которое выполняется, если условие ложно.

Рассмотрим простейшую модель теста, состоящую из одного вопроса и одного ответа (рис. 1):

Простейшая модель теста

Рис. 1. Простейшая модель теста

Выберем ячейку, в которой отобразится результат тестирования, и введем туда формулу (рис. 2):

Моделирование процесса тестирования

Рис. 2. Моделирование процесса тестирования

Если мы изменим ответ на вопрос теста, то увидим, что результат тестирования  изменится (рис. 3):

Моделирование процесса тестирования

Рис. 3. Моделирование процесса тестирования

Если условий не одно, а несколько, можно использовать логические функции И/ИЛИ для объединения нескольких условий в одно сложное условие. В реальных тестах редко бывает один вопрос. Чтобы проверить сразу все тесты, можно объединить несколько простых условий в одно сложное условие (рис. 4):

Составление сложного условия

Рис. 4. Составление сложного условия

Результатом функции И будет истина, если будет выполняться КАЖДОЕ из условий. Так, если в данном случае ввести неправильный ответ хотя бы на один из вопросов, результат тестирования изменится (рис. 5):

 Моделирование процесса тестирования

Рис. 5. Моделирование процесса тестирования


Сложные условия, логические функции И/ИЛИ, понятия вложения и глубины вложения


Если простые условия объединены логической связкой ИЛИ, то сложное условие будет справедливо, если справедливо хотя бы одно условие из всех простых (рис. 6).

 Построение сложных условий

Рис. 6. Построение сложных условий

Теперь мы усложнили задачу: компьютер проверяет не только на правильность всех ответов, но и на правильность хотя бы одного.

Определение:

Функция, которая используется в качестве аргумента другой функции, называется вложенной.

Определение:

Количество вложений функции в другую функцию называют глубиной вложения.

Глубина вложения не может быть больше 7, эта величина служит ограничением количества вариантов результата.

В качестве второго и третьего аргументов функции ЕСЛИ можно использовать как текстовые строки, заключенные в кавычки, так и ссылки на ячейки, в которых записаны соответствующие данные. Если использовать ссылки на ячейки, то их содержимое лучше скрыть. Для этого выбираем ячейку, на ленте на вкладке Главная нажимаем формат и выбираем скрыть.

Чтобы снова отобразить ячейку, на ленте на вкладке Главная нажимаем формат и выбираем отобразить.


Скрытие ячеек и формул, защита листа


Но важнее скрыть ячейку с формулой. Чтобы узнать, как это сделать, нужно открыть окно справочной системы Excel и ввести: скрыть формулу (рис. 7).

Справка Excel

Рис. 7. Справка Excel

По предложенной ссылке приведен подробный алгоритм скрытия формулы.

Рассмотрим этот процесс. Нам нужно скрыть формулу, чтобы она стала недоступна для просмотра и редактирования. Нажимаем на ячейку правой кнопкой мыши и выбираем формат ячеек. В открывшемся окне переходим на вкладку защита и ставим галочки (рис. 8):

Скрытие формулы

Рис. 8. Скрытие формулы

Обратим внимание, что выбранные действия доступны только после защиты листа. Выполним и ее. Как написано, в окне формата ячеек переходим на вкладку рецензирование и выбираем защитить лист (рис. 9):

Защита листа

Рис. 9. Защита листа

Но как только мы установили защиту листа, мы заблокировали редактирование полей, в которые нужно вводить ответ (рис. 10):

Блокирование полей

Рис. 10. Блокирование полей

Чтобы этого избежать, снимаем защиту листа (рецензирование→снять защиту листа), выделяем поля с ответами, нажимаем правой кнопкой мыши и выбираем формат ячеек. На вкладке защита снимаем галочки с пункта защищаемая ячейка (рис. 11):

Разрешение доступа к ячейкам

Рис. 11. Разрешение доступа к ячейкам

Теперь снова защитим лист. После выполненных манипуляций формула недоступна для просмотра и редактирования и в то же время мы можем изменять содержимое ячеек с ответами.


Кроссворды, условное форматирование


Если в тесте предлагается несколько вариантов ответа, то удобно их выбирать из выпадающего списка, который также может сопровождаться иллюстрациями.

Для тестирования также можно использовать кроссворды. Проверку правильности введенной буквы можно реализовать с помощью условного форматирования. Условное форматирование – это изменение фона ячейки, цвета или шрифта буквы при наступлении некоторого условия.

Рассмотрим функцию условного форматирования. Выбираем ячейку, переходим на вкладку Главная и выбираем условное форматирование. Из выпадающего списка выбираем правила выделения ячеек, выбираем условие равно. В открывшемся окне выбираем, чему должно быть равно значение в ячейке, и выбираем стиль выделения (рис. 12):

Условное форматирование

Рис. 12. Условное форматирование

Получен кроссворд (рис. 13):

Кроссворд

Рис. 13. Кроссворд

Итак, мы рассмотрели возможности моделирования процесса тестирования с автоматической проверкой результата при помощи электронных таблиц.

 

Список литературы

  1. Угринович Н.Д. Информатика-9. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика-9. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Соловьёва Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.

 

Домашнее задание

  1. Составить тест из пяти заданий, который будет выдавать результат «верно» только в случае правильного ответа на все вопросы.
  2. Составить тест из трех заданий, который будет выдавать ответы «верно», «неверно», «вы ответили верно только на … вопросов».
  3. Составить кроссворд на 15 слов.
  4. Рассмотреть возможности вставки выпадающего списка.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Support.office.microsoft.com (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Интернет-портал Excel-vba.ru (Источник).