Информатика
Тема 9: Технологии поиска и хранения информацииУрок 9: Макросы. Экспорт и импорт данных
- Теория
Понятие «Макроса»
Макрос в MS Access – это средство автоматизации задач и добавления функциональных возможностей в формы, отчеты и элементы управления.
Макросы можно рассматривать как упрощенный язык программирования, на котором программа записывается в виде последовательности макрокоманд. Допустим, нам необходимо создать на форме кнопку с тем, чтобы можно было в любой момент создать отчет щелчком по кнопке. Достаточно поместить на форму кнопку и поставить ей в соответствие макрос, макрокоманду, которая и будет выполнять соответствующие действия. Давайте посмотрим, как создать макрос и как его использовать:
Создание и использование «Макроса»
Для того чтобы создать макрос, выберем вкладку «Создание», в группе «Другие» выберем «Макрос» (рис. 1). Появится соответствующая вкладка, в списке макрокоманд выберем нужную команду, например «Выход» (рис. 2) и закроем вкладку, сохранив изменение структуры (рис. 3). Назовем макрос так, как называется макрокоманда, то есть «Выход», и щелкнем «ОК» (рис. 4). Мы видим, что в области переходов появился новый объект – макрос «Выход». Перейдем в режим «Конструктор форм» (рис. 5) и просто перетащим макрос в любое место на форме (рис. 6). Теперь снова вернемся в режим «Формы» (рис. 7). Мы видим, что соответствующая макросу кнопка появилась, теперь мы можем закрыть форму щелчком на этой кнопке и выйти из базы данных (рис. 8).

Рис. 1. Макрос

Рис. 2. Команда «выход»

Рис. 3. Сохранение изменения структуры

Рис. 4. Имя макроса

Рис. 5. Режим конструктора

Рис. 6. Перетаскивание макроса

Рис. 7. Режим формы

Рис. 8. Выход из макроса
Создание «Макроса» фильтрации данных
Макросы могут выполнять различные функции, их можно использовать, в частности, для поиска и фильтрации данных. Давайте создадим подобный макрос и применим его.
На данной форме есть кнопка. Эта кнопка соответствует макросу, при щелчке по кнопке этот макрос запускает фильтр, и из всех записей остаются только записи о музеях, цена билетов в которых больше 100 рублей. Как создать подобный фильтр? Выберем вкладку «Создание», в группе «Другие» выберем «Макрос» (рис. 9). И на вкладке «Макрос» из списка макрокоманд выберем макрокоманду «Применить фильтр» (рис. 10). Выберем условие (рис. 11), выберем «Таблицы», в этой таблице – поле «Стоимость билетов», определим, что стоимость билетов должна быть меньше 100 рублей, и нажмем «ОК» (рис. 12). Закроем вкладку, сохраним изменение, и пусть наш макрос называется «Цена билета» (рис. 13). Макрос появился в поле переходов. Теперь перейдем в режим «Конструктор» (рис. 14) и перетащим макрос на форму; уточним, что этот макрос соответствует фильтру, позволяющему определить те музеи, в которых цена билета меньше 100 рублей (рис. 15). Перейдем в режим «Формы». Кнопка появилась, попробуем применить фильтр, щелкнем на кнопку (рис. 16). Действительно, всего 2 записи соответствуют условиям, заданным фильтром, мы получили нужный результат (рис. 17).

Рис. 9. Макрос

Рис. 10. Применить фильтр

Рис. 11. Выбор условия

Рис. 12. Условие

Рис. 13. Задание имени макроса

Рис. 14. Режим конструктора

Рис. 15. Перетаскивание макроса

Рис. 16. Применение фильтра

Рис. 17. Результат
Импортирование и экспортирование данных, пример экспортирования в Excel
При необходимости можно импортировать данные в базу. Например, если изначально данные хранились у нас в документе Microsoft Excel, мы можем из этого документа импортировать данные в нашу базу.
Можем выполнять и обратную операцию, экспортировать данные из базы, например, тоже в документ Microsoft Excel. Давайте посмотрим, как это делается.
В базу данных мы можем импортировать данные, можем из нее экспортировать данные в другие приложения. Щелкнем на вкладке «Внешние данные». Мы видим, что здесь есть 2 группы команд: «Импорт» и «Экспорт». Попробуем экспортировать данные из таблицы в приложение Microsoft Excel (рис. 18). Щелкнув на соответствующей кнопке, мы откроем таблицу «Экспорт». Выберем имя файла и каталог, куда будет записан наш файл, и щелкнем «ОК» (рис. 19), закрыть (рис. 20). Теперь, откроем тот каталог, в котором должен появиться соответствующий файл электронной таблицы. Действительно, он появился, запустим (рис. 21). Откроется приложение Microsoft Excel, и там мы увидим все данные, которые мы экспортировали из базы (рис. 22).

Рис. 18. Экспорт в Excel

Рис. 19. Выбор пути экспорта

Рис. 20. Закрыть

Рис. 21. Запуск файла

Рис. 22. Данные
Пример создания своего учебного проекта
Итак, мы закончили рассмотрение темы «Технологии поиска и хранение данных» на примере приложения Microsoft Access. Все полученные знания и навыки вы можете применить для создания своего учебного проекта. Давайте рассмотрим пример такого проекта.
В качестве темы учебного проекта на основе приложения Microsoft Access можно выбрать создание электронного учебника-справочника. Главная кнопочная форма при этом будет служить оглавлением. Выберем один из разделов (рис. 23).

Рис. 23. Учебник-справочник
Мы видим, что учебник содержит большое количество иллюстраций, им удобно пользоваться. Можно всегда переходить в начало, в оглавление, выбирать следующий раздел.
Такой учебник будет полезен и самому автору. В учебнике на диске также есть примеры подобных учебных проектов, и вы можете их посмотреть.
Список литературы
- Угринович Н.Д. Информатика-9. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика-9. – М.: Просвещение, 2012.
- Соловьёва Л.Ф. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
Домашнее задание
- Что такое «Макрос» в MS Access?
- Для чего используют «Макросы»?
- Какие 2 группы команд размещены на вкладке «Внешние данные»?
- Чем будет служить главная кнопочная форма при создании электронного учебника-справочника?
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет