Искусство. Поленов и его ученики
Тема 1: Искусство. Поленов и его ученикиУрок 8: Репин и бурлаки
- Видео
- Тренажер
- Теория
Бурлацкий край в жизни Ильи Репина
Биографические факты
Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] 1844 — 29 сентября 1930) — русский живописец, писатель и педагог. Академик, профессор, член Императорской Академии художеств. В своём творчестве художник сумел охватить все стороны современности, живо реагировал на злобу дня. В последние годы жизни он обратился к библейским сюжетам. Написал книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
История картины «Бурлаки на Волге»
Замысел картины «Бурлаки на Волге» возник у Ильи Репина в конце 1860-х годов, во время прогулки на пароходе по Неве с Константином Савицким. В 1870 году Репин отправился вместе с художниками Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым, а также младшим братом Василием на Волгу, в село Ширяево, чтобы своими глазами увидеть бурлацкий край и создать максимально реалистичное полотно. Там художник нарисовал ряд этюдов, в последствии использованных для картины. Окончательная версия «Бурлаков на Волге» была представлена в марте 1873 года на Академической выставке в Санкт-Петербурге. Картина «Бурлаки на Волге» точно воспроизводит реалии эпохи бурлаков, отражает иерархию наемных рабочих, их психотипы.
Бурлацкий край сегодня
В историко-музейном комплексе села Ширяево бережно хранят память о тех летних месяцах, когда там, на берегах Волги, жил Илья Репин и писал своих бурлаков. В самой Самаре, на центральной набережной, установлен бронзовый прототип картины. Необычный монумент был открыт в 2014 году в честь 170-летия со дня рождения Ильи Репина. Памятник с удивительной точностью повторяет композицию знаменитого полотна художника. За спинами бурлаков – голубое небо и такая же голубая Волга. Скульптура является одной из главных достопримечательностей города и вторым в России памятником, посвященным бурлакам.
Илья Репин и Василий Поленов
Илья Репин и Василий Поленов были одновременно друзьями и соперниками. Они вместе учились в Императорской академии художеств, имели талантливых учителей и учеников. В университетские годы их выпускная работа была посвящена одному религиозному сюжету — воскрешению Иисусом Христом 12-летней девочки, дочери начальника синагоги Иаира. И Поленов, и Репин получили за картины большую золотую медаль, однако работу Репина до сих пор считают более сильной. Дело в выбранном для изображения моменте. Поленов написал Христа, который уже воскресил девушку. Репин же изобразил Иисуса, который только собирается совершить чудо. Мы не знаем, удастся ли ему это, и переживаем вместе с людьми на заднем плане картины.
Современники считали, что Василию Поленову недоставало репинской «народности». Хотя сам Илья Репин всё же в Поленова верил:
«Нет, брат, вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображённая. <...> Как станешь ты постигать её, да со всем жаром любви переносить на холст».
Оба художника вошли в историю: Илью Репина запомнили, как создателя живописной «энциклопедии русской жизни», а Василия Поленова — как гениального пейзажиста.