Литература

Тема 11: Уроки А.Н. Архангельского

Урок 3: Изучаем теорию литературы: ритм, стопа, стих, рифма

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Повторение изученного. Определение мифа, фольклора, жанра


Вы уже знаете, что миф – история о таинственных силах, управляющих природой и человеческим обществом, то есть о богах и о людях, которые по силе стали равны богам – о героях. Рассказчик обязательно должен верить в свою историю. Фольклор – устное народное творчество. Привычные считалочки являются жанром. Жанр – это устойчивая форма словесного творчества.

 


Колыбельная как жанр фольклорного творчества


На прошлом уроке мы говорили, что только дети сохранили живой, непосредственный фольклор. Так как дети играют не в шутку. Два условия фольклорного творчества – игра и серьезное отношение к ней. Но есть и взрослые, которые так же относятся к игре, – это мамы. Мамы играют со своими детьми, значит, сохраняют память о фольклоре и используют его как живое явление (см. рис. 1).

Рис. 1. Фриц Цюбер-Бюлер. «Мать и ребенок с кошкой»

С самого начала, когда крохотный ребенок еще лежит в коляске или кроватке, возникают потешки. И вы многие из них знаете: «Потягушки-порастушки», «Пестушки-пестушки», «Водичка, водичка умой мое личико» и другие.

Самый сложный, интересный и яркий жанр детского фольклора, которым пользуются все мамы, – это колыбельная. Некоторые колыбельные входят в нашу память навсегда, а потом обрастают историей. В мультфильме «Сказка сказок» из колыбельной рождается целая сказочная история, которая превращается в маленький миф (см. рис. 2).

Рис. 2. Юрий Норштейн. Фрагмент м/ф «Сказка сказок»

Мама качает ребенка, а мы говорили, что жест в фольклоре участвует в создании жанра. Мама убаюкивает, и в ритме колыбельной это сохраняется (см. рис. 3).

Рис. 2. Франц Рисс. «Колыбельная песня»

Колыбельная сочетает трудно сочетаемые вещи. Она всегда про что-то страшное. Ребенок должен быть защищен от опасного чужого мира. Мама ласкает ребенка словами. Она напоминает, про зловещий мир, про «лесок из которого выбежит волчок». Страх уже побежден. Заметьте: не волк, а волчок. Не собака, а «собачечка, не лай, моего детку не пугай». Все уже побеждено, зло повержено – мама всегда защитит. И этот колеблющийся ритм спасает ребенка от страха и помогает ему уснуть. Задача колыбельной – усыпить младенца (см. рис. 3).

Рис. 3. Мать качает колыбельку

 


Определение ритма. Роль ритма в литературе и окружающей жизни


Что означает слово «ритм» и как оно связано со всей мировой культурой и не только? «Ритм» в переводе с греческого – «течь, растекаться». Но ритм не растекается, а, наоборот, собирает все воедино. Давайте посмотрим на те природные явления, которые подчиняются закону ритма. Например: день – ночь – день – ночь. День всегда сменяет ночь. Друг с другом чередуются времена года: зима – весна – лето – осень и вновь зима – весна – лето – осень. Меняются одинаковые отрезки через одинаковые промежутки.

Ритм – чередование одинаковых отрезков через равные промежутки. Этому закону подчиняется природа, человеческая речь и тем более стихи. Мы можем зрительно представить ритм. Возьмем три похожие книги и поставим их на равное расстояние друг от друга.

Что такое чередование одинаковых отрезков через равные промежутки в стихах? Если произнести колыбельную монотонно, как одно длинное слово, то ритм пропадает, так же как и стихотворение. Значит, стихи формируются там, где возникают группы слогов, объединенных ударением.

Ба́ю – ба́юшки – баю́

Не́ ложи́ся на́ краю́.

Вот эта группа слогов, повторяющаяся через равные промежутки, и есть элемент ритма. Стихи возникают там, где возникает чередование групп слогов, объединенных ритмическим ударением. Такая группа слогов, объединенная ритмическим ударением, называется стопой.

Стопа – структурная единица стиха; группа слогов, объединенная ритмическим ударением в стихотворении.

О разновидности стоп и стихотворных размерах поговорим в следующий раз.


Домашнее задание


Предлагаем вам посмотреть мультфильм из цикла «Колыбельные мира». Он посвящен русским колыбельным песням. Вы сможете почувствовать определенный ритм колыбельной.

Как вы знаете, колыбельные бывают не только народные, но и авторские. Послушайте «Казачью колыбельную» на стихи М.Ю. Лермонтова.

А вот потешки и пестушки слагались для самых маленьких детей. Постарайтесь уловить в них определенный ритм.