Литература

Тема 11: Уроки А.Н. Архангельского

Урок 8: Священные книги человечества. Ветхий завет. Новый завет. Коран. Священные книги и литература. Пушкин, «Подражание Корану»

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Священные книги человечества. Ветхий завет. Новый завет. Коран


Священные книги предлагают ответы на вечные вопросы человечества о жизни и смерти: как возникла жизнь, почему она завершается, в чем секрет бессмертия, кто такие боги. Священные книги отвечают на эти вопросы по-разному. Священные писания есть у всех народов.

Древнейшая шумерская цивилизация оставила нам предания о Гильгамеше. В индийской литературе множество священных книг, одна из которых о Будде – великом просветленном человеке, фактически ставшем богом. Самая известная священная книга – Библия. Сюжеты, притчи, пророчества, которые содержатся в писаниях, служат для литературы неиссякаемым источником вдохновения.


Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»


Рассмотрим два примера, связанные с одним поэтом. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Пушкин создал современный литературный русский язык. Он написал стихи, которые мы декламируем на протяжении жизни. Пушкин не мог обойти священные книги человечества. Разберем, в чем совпадает литературная версия его притч с повествованием священных книг, а в чем полностью с ними расходится.

В Евангелии есть притча, которую Иисус рассказывает своим ученикам, – Причта о сеятеле, который вышел сеять свои семена. Одно семя упало у дороги, и его склевали птицы, другое упало на каменистую почву и засохло. Некоторые семена упали на плодородную землю, и каждое семя дало большой плод. В притче в образной форме говорится о том, что мудрое слово, обращенное к человеческой душе, по-разному воздействует. В одной душе не находит отклика, а в другой эти слова резонируют и дают свои плоды.

В 1823 году Пушкин пишет стихотворение по мотивам притчи о сеятеле (см. рис. 1).

Рис. 1. Стихотворение А.С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный»

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды

Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Героем своего стихотворения Пушкин делает самого сеятеля. И от его имени обращается к читателям. Первая строфа похожа на притчу из Евангелия, кроме одного: в оригинальной версии ничего про свободу не сказано. А в стихотворении сеятель сеет «свободу», а не мудрые учения или религиозные прозрения. Это первое отступление.

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Автор уже отходит от евангельской первоосновы. Пушкин писал свои стихи о революции, которая бродила по Европе. Он пишет не о мудрости или духовном поучении, а о стремлении людей к свободе и об их готовности идти за этой свободой. Притча, рассказанная в Священном писании, для поэта повод, чтобы создать свое высказывание. Оно непонятно без контекста. Не зная Священного писания, не понять смысл лирического сюжета.

Лирический сюжет – развертывание во времени и пространстве судьбы,

В стихотворении Пушкина не стоит искать простого отражения евангельского сюжета. Литература свободно работает со священными текстами.


А.С. Пушкин «Подражание Корану»


У Пушкина есть отклик и на священную книгу Коран – цикл стихотворений «Подражание Корану».

И путник усталый на бога роптал:
Он жаждой томился и тени алкал.
В пустыне блуждая три дня и три ночи,
И зноем и пылью тягчимые очи
С тоской безнадежной водил он вокруг,
И кладез под пальмою видит он вдруг
.
 

Поэт не стремится проповедовать в отличие от пророка, чьи слова записаны в Коране. Поэт создает образ, переживания. И этим занимается литература, опираясь на священные книги.  


Домашнее задание


Предлагаем вам посмотреть мультфильм «Легенда о Гильгамеше».

Текст притчи о сеятеле вы прочтете здесь.

Здесь вы найдете мультфильм, снятый по сюжету притчи о сеятеле.

О священных книгах можно узнать здесь, пройдя по следующим ссылкам. Библия, Коран, Танах.