Литература
Тема 5: Уроки А.Н. АрхангельскогоУрок 5: Герои летописей. Сюжеты летописи в русской поэзии. "Песнь о вещем Олеге"
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие летопись. Жанровые признаки летописи
Почти все народы, у которых была письменность, старались фиксировать свою историю – записывать ее. Не только сохранить устные предания, записывая эпические повествования рассказов, но и фиксировать события. У византийцев есть хронографы.
Хронограф – памятник древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны.
Есть анналы у европейских народов.
Анналы – запись исторических событий в хронологическом порядке из года в год.
На Руси письменность возникла с приходом христианства. Тогда и появились свои летописи. Год по-русски раньше назывался «лето». Летописец – человек, делающий записи по годам. В обрывочных записях летописцы фиксируют историю своего народа, княжества или города.
Летопись – обрывочный, состоящий из разных записей, эпический рассказ о судьбе народа протекающий во времени и пространстве.
Летопись – исторический литературный жанр, представляющий погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись каждого года в летописях начинается словами: «в лето…» (то есть «в году…») отсюда название летопись.
Жанровые признаки летописи:
- погодовые записи;
- вбирает в себя другие жанры (жанр-«воронка»).
Годы могут быть разные: легендарные – тогда будет миф, реальные – документальная запись. Могут быть сюжеты, которые сохранили в памяти ближайшие предки – тогда это былины, баллады, сказки, может быть реальная история.
Первая из известных летописей относится к XII веку, ее составителем был монах Киево-Печерской Лавры Нестор-летописец. Точкой отсчета русского летописания считается «Повесть временных лет», или повесть о том «Откуда есть пошла Русская земля». В произведении множество обрывочных записей, каждая из которых может относиться к разным жанрам. Среди историй, которые рассказывает Нестор, некоторые имеют признаки легенды. Например, рассказ о том, как князь Владимир выбирал для Руси веру. Когда князь решил отойти от языческого мира, он выбирал между мусульманством, западным христианством и восточно-византийским – греческим – христианством. Выбрал греческое, потому что оно самое красивое (см. рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент из мультфильма «Повесть временных лет»
Есть и другие истории. Например, о том, как апостол Андрей явился крестить Русь. Он наблюдал многое на берегах Днепра, например как люди парятся в бане, и это произвело на апостола большое впечатление.
Образ князя Олега в летописи
Есть очень важный эпизод, который послужил для поэтов будущих поколений источником их творчества. Этот эпизод рассказывает о реальном русском князе Олеге, жившем в конце IX века. Это языческий князь. Он жил до того, как Владимир решил крестить Русь. Именно Олег решил объединить земли, он создал то, что мы называем Киевской Русью. Среди его подвигов было взятие Константинополя – столицы Византии, раньше этот город назывался Царьград. Был знаменитый рассказ о том, как Олег прибил свой щит на воротах города. Это был знак победы. Об Олеге говорится в следующей тональности:
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!»
И дальше в таком же темпе. Летописцы люди спокойные, они всегда смотрят на происходящее через призму вечности. Автор рассказывает, как Олег велел поставить в стойло своего коня, чтобы не умереть от него. Спустя годы князь поинтересовался о том, где его конь, и посмеялся над предсказанием волхва. Велел привести его на могилу умершего коня. Из черепа коня выползла змея ужалила князя, и он умер. Сбылось предсказание кудесника: «князь умер от коня своего». Никаких эмоций летописец по этому поводу не испытывает. Так было, и летописец зафиксировал историю.
Сюжеты летописи в русской поэзии. Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Вот как этот эпизод стихотворно пересказывает русский классик А.С. Пушкин. В 1822 году он написал «Песнь о вещем Олеге». Пушкин прочитал «Историю государства Российского» Карамзина, узнал этот эпизод. В сюжете почти ничего не изменилось, но послушайте тональность:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Стихотворение по тональности ближе к былине, чем к летописи. Летописный тон, спокойный и надмирный, для современной лирики невозможен. Поэт работает с древними сюжетами, обнаруживая в них новое содержание. «Песнь о вещем Олеге» Пушкина написана новым для вас стихотворным размером. Это трехсложный размер.
Мы знаем, что такое двухсложный размер: стопа состоит из двух слогов. Если ритмическое ударение падает на первый слог – это хорей. Если на второй – это ямб.
Трехсложный размер – размер, в основу которого положена стопа, состоящая из трех слогов. В данном случае ударение падает на второй слог – ровно посередине стопы. Этот вид стихотворного размера называется амфибрахий. Другой пример (см. рис. 2):
Рис. 2. Отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака «Чудо»
Вот эта схема, похожая на корень квадратный, описывает амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, где ударение падает на второй слог.
Домашнее задание
О стихотворных размерах можно узнать, прочитав статью из литературоведческого словаря.
Закрепить знание текста «Песни» поможет тест.
К образу Олега, покорившего Царьград, А.С. Пушкин обращался в стихотворении «Олегов щит» (1829). Поэт проводит параллели между славным прошлым Руси и современными политическими событиями.
Сравните «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина и думу К.Ф. Рылеева «Олег Вещий» и «Предание о смерти князя Олега» из «Повести временных лет». Подумайте, какие задачи ставят поэты.
Не только А.С. Пушкин переосмысливал сюжеты древнерусских летописных источников. Поэты сравнивают историческое прошлое и современность. Предлагаем вам ознакомиться со стихотворением «Китеж» М.А. Волошина, поэта ХХ века, и сравнить его с текстом древнерусской «Легенды о граде Китеже».
Мультфильм Ю. Норштейна «Сеча при Керженце», созданный по мотивам древнерусской «Легенды о граде Китеже», позволит вам ярче представить события, происходившие в глубокой древности.