Литература
Тема 5: Уроки А.Н. АрхангельскогоУрок 4: Образы богатырей в русской поэзии
- Видео
- Тренажер
- Теория
Образы богатырей в русском фольклоре
Былины оставались действующим фольклорным явлением вплоть до начала XX века. У Михаила Михайловича Пришвина (см. рис. 1), автора произведений о русской природе, есть рассказ о том, как он видел сказителя русских былин.
Рис. 1. Михаил Пришвин
Однако в литературу мир былин стал входить относительно поздно – на рубеже XVIII–XIX вв. И произведений не много. В живописи есть картины, например «Три богатыря» Васнецова. Есть великая опера Римского-Корсакова «Садко».
Садко – ключевой герой новгородских былин.
Вспомните, что такое циклы былин. Какие циклы вы знаете? В чем отличие новгородского цикла?
Есть стихотворение о герое киевского цикла былин Илье Муромце (см. рис. 2). Илья Муромец – герой, невозможный для античного эпоса. Можно представить Добрыню Никитича или Алешу Поповича.
Рис.2. В. Васнецов. Фрагмент картины «Богатыри»
Такого героя, как Илья Муромец, в древнем эпосе нет. Он до 33-х лет «сидел сиднем», потому что был неподвижен. Мимо шли «калики перехожие», то есть слепцы, пели духовные песни и молитвы. Илья Муромец их услышал и подал воды. Герой исцелился, превратился в богатыря, нашел меч-кладенец и отправился на службу великому государю. Такое преображение возможно только в христианскую эпоху. Это христианское представление о чуде, а не античное о роке и судьбе (см. рис. 3).
Рис. 3. М. Шемаров. «Илья Муромец и калики перехожие»
Илья Муромец не такой юный, как Алеша Попович, но и не такой зрелый, как Добрыня Никитич. Он в мире русских былин занимает срединное положение.
Образ героя в произведении Алексея Толстого «Илья Муромец»
Алексей Константинович Толстой написал произведение «Илья Муромец»
Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья
В этом произведении многое удивляет и настораживает. Обычно былины имеют возвышенный язык и сложно воспринимаются на слух. А в произведении Толстого все по бытовому просто. Как же звучит ритм в обычной былине про того же Илью Муромца?
А пришли ли они во деревеньку,
А говорил ли Илья да отцу матушке:
- А уж ты, батюшка да и матушка,
А вы давайте-ко благословеньице,
А вы дайте-ко вы прощеньице,
А мне-ко съездить во Киев-град
А отец и мать-то его уговаривают:
- А уж ты, чадо, чадо да чадо милое,
А мы только видели света, света белого,
А мы не видели света, цела полвека.
Во-первых, единоначатие – все строки начинаются с «А». В литературоведении такое единое начатие разных стихотворных строк называется анафорой. Анафора помогает устному рассказчику удержать произведение в памяти.
Анафора – единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
Во-вторых, в былине почти нет рифм – это белый стих.
Белый стих – стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определенным размером.
Белым стихом написана «Илиада» Гомера. Греки не признавали рифм. Если рифма возникала, то считалось, что стихи испорчены – они не благородны.
В стихотворении у Алексея Толстого:
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
Это двустопный размер. Вспомните, что такое стопа. Какие двустопные размеры вы знаете? Ритмическое ударение в стопе падает на первый слог, значит, это хорей. Хорей – размер подвижный и быстрый, он не совпадает с протяженным, ритмически вольным рассказом, который отличает былину. Алексей Толстой специально выбирает размер, совершенно не похожий на былинный. Поэт меняет своего героя. Илья Муромец в былине – это герой, находящийся в середине между Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Он смелый, надежный, служит своему князю верой и правдой. А герой Толстого – дедушка Илья, обиженный на княжеском пиру и уехавший оттуда в «вольное поле». Эти стихи не мрачные. Завершаются они так:
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»
Для поэта Алексея Толстого былинный герой не тот, у которого меч-кладенец, не тот, который служит верой и правдой. А тот, для кого главное – русская воля, простор и свобода. И не важно, стар он или молод. Важно, что герой связан с волей.
Домашнее задание
Образы былинных богатырей можно встретить в следующих стихотворениях:
- И.А. Бунин. «На распутье»
- И.А. Бунин. «Святогор»
- И.А. Бунин. «Святогор и Илья»
- К.Д Бальмонт. «Живая вода»
- В.Я. Брюсов. «Век за веком»
- Н.С. Гумилев. «Змей»
- А.К. Толстой. «Правда»
- Д.Б. Кедрин. «Князь Василько Ростовский»
- Музыкальный фрагмент из симфонии № 2 си минор «Богатырская» А. Бородина.
- Познакомьтесь с рисунками художника А.П. Рябушкина из цикла «Русские былинные богатыри».
- Прочитайте статью «Герои былин в русской живописи».