Литература
Тема 5: Уроки А.Н. АрхангельскогоУрок 7: А. С. Пушкин. «Дубровский». Герой - благородный разбойник
- Видео
- Тренажер
- Теория
Образ благородного разбойника в мировой литературе
Разговор предстоит об одном из важнейших произведений русской литературы – о романе Пушкина «Дубровский». Вы будете изучать биографию Пушкина подробно в старших классах. Поймете, чем отличается его раннее творчество от позднего, какую роль сыграли 1830-е годы в его духовном развитии. Это все важно, но об этом позже.
Роман «Дубровский» написан Пушкиным в 1832 году. В этот год в одном из уездных судов Российской Империи слушалось дело об отъеме имения, законно принадлежавшего одной дворянской семье, в пользу другой. Пушкин знал об этом деле. Более того, текст «Дубровского» включен в протокол судебного решения по делу об отъеме чужой собственности. С точки зрения литературы этот факт позволял Пушкину приблизить действие своего романа к современности, к событиям, которые происходили здесь и сейчас. С другой стороны, это давало ему возможность создать еще один образ благородного разбойника. Задача, увлекательная для любого писателя, – создать литературный тип.
Литературный тип – художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.
Благородный разбойник – литературный тип человека благородного происхождения (дворянина), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона. «Благородные разбойники» борются за справедливость, мстят своим обидчикам.
Напомню вам балладу о самом известном благородном разбойнике мировой литературе Робин Гуде (см. рис. 1).
Народ бежит, оставив свой
Прекрасный Ноттингам,
Чтоб Робин Гуда захватить,
На помощь лесникам.
Один остался без руки,
И без ноги другой,
А Робин, взяв свой лук, ушел
В зеленый лес густой.
Рис. 1. Д. МакКонелл. «Робин Гуд»
Благородный разбойник Робин Гуд грабит богатых, чтобы отдать деньги бедным. Его поведение соответствует народным представлениям о том, что такое хорошо, а что плохо. Грабить богатых – хорошо, отдавать бедным – еще лучше.
Образ благородного разбойника в произведении А.С. Пушкина «Дубровский»
Владимир случайно становится разбойником. Он с 8 лет живет в Петербурге, дитя высшего света, он оторвался от корней и совершенно не думает о родной Кистеневке, пока его отец не присылает весть о том, что их имение отобрано соседом Троекуровым и они разорены (см. рис. 2).
Рис. 2. Д. Шмаринов. Иллюстрация к произведению «Дубровский»
Владимир возвращается в свою деревню, собирает крестьян. Объявляет о том, что он уходит в лес, и крестьяне уходят за ним (см. рис. 3). Герой становится на ту дорожку, которая должна привести его на путь Робин Гуда.
Рис. 3. Д. Шмаринов. Иллюстрация к произведению «Дубровский»
Владимир Дубровский должен стать русским Робин Гудом, грабить богатых и отдавать бедным. Это соответствует фольклорным представлениям о добре и зле. Однако Владимир появляется в доме своего обидчика и гонителя Троекурова под видом французского учителя. Он выдает себя за другого. Мы ожидаем, что Владимир явился в этот дом целенаправленно: отомстить Троекурову, ограбить его и отдать деньги крестьянам. Но учитель французского никого не грабит. Сидит тихо до той поры, пока Троекуров не втягивает его в забаву с медведем, и тогда робкий учитель демонстрирует мощь, силу, смелость, которая свойственна русскому дворянину. А потом Дубровский оказывается в одной комнате с человеком, из-за ложных показаний которого Кистеневка перешла Троекурову. Владимир не выдерживает и разбирается со своим обидчиком по всем разбойничьим правилам. Но если бы в одной комнате с Дубровским не оказался именно тот человек, разрушивший его жизнь, Владимир бы не стал грабить и обижать Троекурова.
Читатель ждет, когда же Дубровский превратится в настоящего Робин Гуда. Но он не превращается, у него другая задача. Владимир пошел в дом обидчика не мстить, а быть рядом с Машей Троекуровой, в которую он влюбился. У пушкинских героев так и бывает: герою 22-23 года, героине 17 лет, и между ними вспыхивают чувства. Герой влюблен, он не разбойник. Он благородный влюбленный.
Сюжетная развилка в произведении А.С. Пушкина «Дубровский»
Пушкин строит сюжет хитро. Он ставит своего героя в сюжетную развилку. Одно направление толкает Владимира в сторону благородного разбойника, другая линия сюжета – в сторону романтически влюбленного (см. рис. 4).
Рис. 4. Сюжетная развилка в романе «Дубровский»
Владимир уже вступил на путь разбойника. Уходя из имения и уводя крестьян, Дубровский поручает оставить открытыми двери перед тем, как подожгут дом. Архип поджигает дом, не открывая дверей, спасает кошку, а людей не жалеет. Косвенно, но моральную ответственность за жестокую гибель несет Владимир. Выбрав путь благородного разбойника, Дубровский закрывает себе возможность к счастливой влюбленности. Это заведомо трагическая любовь.
В сложившейся ситуации виноватых нет. Пушкин так строит свой сюжет, что мы приходим к выводу: виновата несправедливость российской жизни, возможность судом отобрать чужое имущество. Виновата возможность разорить дворянина и поставить его перед неразрешимым противоречием. Есть ли выход из этого тупика? Для Марии Троекуровой есть – она сохраняет верность своему пожилому мужу и отказывается бежать с Дубровским. Так же, как и Татьяна из «Евгения Онегина», ответит: «я другому отдана и буду век ему верна». Это трагическая верность судьбе отличает пушкинских героинь. А для героев выхода нет. Только отказ от мести давал шанс, но Дубровский выбрал другой путь. Владимир исчезает за границей, места в российской жизни ему нет. Есть одна моральная надежда, ее выражает старый священник, который отпевает отца Владимира. Он говорит: «Всех нас отпоют, и Троекурова отпоют, только похороны будут побогаче, а богу не все ли равно?»
Это прекрасное, но грустное произведение, благодаря которому мы узнали несколько литературоведческих понятий: литературный тип, образ благородного разбойника, благородного влюбленного, сюжетная развилка.
Домашнее задание
Прочитайте легенду о Робин Гуде.
Прочитайте повесть М.А. Гершензона «Робин Гуд».
Образ «благородного разбойника» в зарубежной литературе: Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада».
Образы «благородного разбойника» в русской литературе:
«Легенда об атамане Кудеяре»
Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»