Литература

Тема 5: Уроки А.Н. Архангельского

Урок 8: Герой-подросток в литературе 20-21 вв.

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Герой-подросток. Уильям Голдинг. «Повелитель мух»

 

Завершается еще один учебный год. Перед началом длинного творческого лета можно провести урок-беседу. Поговорить о некоторых книгах, которые вы можете прочитать во время долгих каникул. Мы были сосредоточены на классических произведениях, которые написаны давно и прошли проверку временем. А летом неплохо почитать современную литературу второй половины XX – начала XXI веков. А именно те произведения, где появляется герой-подросток, ваш сверстник, который попадает в непривычные обстоятельства, реальные и фантастические. Проходит через испытания и взрослеет. Это самое интересное, что есть в литературе.

 

Первое произведение – книга английского писателя сэра Уильяма Голдинга (см. рис. 1) «Повелитель мух».

Рис. 1. Уильям Джералд Голдинг

Книга Уильяма Голдинга вышла через 9 лет после завершения второй мировой войны, в 1954 году. Война фоном проходит через сюжет. Герои-подростки внезапно оказываются на необитаемом острове, потому что они попадают в авиакатастрофу. Одни, без взрослых, они не знают, что случится с миром. А над миром в произведении нависает угроза ядерного взрыва. До самого конца остается тайной: случится ли взрыв и вернутся ли дети в тот мир, откуда их вынесла судьба. Предоставленные сами себе, они должны решить не менее важные вопросы совести и личной ответственности за свою судьбу и судьбу их окружения. Эти вопросы ставятся во взрослой литературе и решаются взрослыми людьми. Подросткам не на кого переложить ответственность, и они должны принять ее на себя. Далеко не все к этому готовы. Причем герои, которые в начале произведения считаются слабыми, эту ответственность на себя берут, проходят путь взросления и превращаются в лидеров. А другие герои, которые казались сильными и уверенными в себе, попадают в тяжелое положение и готовы совершить убийство. Этот роман переведен на все основные языки мира и переиздается много десятилетий. Это очень важно – поставить подростка во взрослые обстоятельства, испытать его взрослыми проблемами.

 

Образы героев произведения Клайва Льюиса «Хроники Нарнии»

 

 

С похожими проблемами сталкиваются герои другого английского писателя Клайва Льиса в произведении «Хроники Нарнии» (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Клайв Стейплз Льюис

После второй мировой войны Клайв Льюис выпустил самый известный свой роман «Лев, колдунья и платяной шкаф». В произведении идет война, во время очередных бомбардировок девочка Люси прячется в платяной шкаф и находит там выход в сказочный мир. Героиня понимает, что сказочный мир – проекция реального. Проблемы те же, только в сказочной форме: война, смерть, жизнь, воскресение, надежда, вера, испытание, предательство и снова надежда. Главный герой лев Аслан обладает чертами, схожими с Иисусом Христом. Лев погибает за людей и воскресает ради них. Прочитайте этот роман, даже если вы видели фильм: книга интереснее. Она позволяет вашему воображению перенестись в сказочный мир и прожить ту жизнь, которая выпала сказочным героям.

 

Герои-подростки в произведении Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

 

 

В 1997 году в Англии вышел роман писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (см. рис. 3).

 

Рис. 3. Джоан Роулинг

Экранизацию этого романа видели многие, но книгу прочитайте. Возможно, она не такая глубокая, как предыдущие, но не менее увлекательная, и проблемы в ней поставлены острые. Хотя вначале кажется, что сюжет не обещает серьезных поворотов. Гарри Поттер и его друзья – школьники. Они учатся в школе магов и волшебников, у них есть волшебные палочки. Они могут превращать, исчезать, летать на метлах и многое другое (см. рис. 4).

Рис. 4. М. Гран-Пре. Иллюстрации к серии книг «Гарри Поттер»

Эти школьники должны вступить в настоящее противоборство с олицетворением мирового зла – лордом Волан-де-Мортом. Вступив в противостояние, герои начинают взрослеть. А взрослеть – значит принять ответственность за мир и окружающих людей на себя. С каждой последующей книгой действие становится драматичнее, атмосфера – более мрачной и страшной. Герои ближе подступают к возможности реальной гибели. Эта черта взрослой литературы, которая переходит в детское пространство и не прячет ребенка от проблем, с которыми сталкиваются взрослые. Это делает роман Джоан Роулинг настоящей литературой, а не только развлекательной.

 

Герои подростки в творчестве Марии Парр

 

 

Необязательно в современной литературе затягивать героев и читателей в фантастический сюжет. Можно столкнуть их с настоящей реальностью, где герои проявят себя, примут ответственность. Это демонстрируют книги норвежской писательницы Марии Парр (см. рис. 5). Она молодая писательница, но уже всемирно известная.

 

Рис. 5. Мария Парр

Прочитайте две ее книги: «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал». В одной из книг события разворачиваются в обычной норвежской деревне. В деревне есть только одна девочка, зовут ее Тоня. Ей не с кем общаться, в округе нет детей. Она дружит со стариком. Старик ее наставляет, они друг другу доверяют. У старика есть тайна, которая чуть не уничтожает дружбу. В самых обыденных обстоятельствах Тоня решает такие же проблемы, как и герои Голдинга, Льюиса и Роулинг, которые находились в необычных условиях.

 

Домашнее задание

 

 

Предлагаем прочитать книгу Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

 

Предлагаем прочитать книгу Клайва Стейплза Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф».

Предлагаем прочитать книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и тайная комната».

Предлагаем прочитать книги Марии Парр «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал».

 

Видеоурок: Герой-подросток в литературе 20-21 вв. по предмету Литература за 6 класс.