Литература
Тема 7: Из литературы XX векаУрок 11: А.Т. Твардовский. Из воспоминаний о писателе. Лирика
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Из литературы XX века
Урок: А.Т. Твардовский. Из воспоминаний о писателе. Лирика
1. Введение
Рассказ о Твардовском хочется начать с его собственных записей:
«Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения. Там не было ни лада, ни ряда, — ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого — и лада, и ряда, и музыки, желание родить их на свет, и немедленно, — чувство, сопутствующее и доныне всякому замыслу. Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш городской родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собственного сочинения «Осень»:
Листья давно облетели,
И голые сучья торчат...
Строки эти, помню, потрясли меня тогда своей выразительностью: «голые сучья» — это было так просто, обыкновенные слова, которые говорятся всеми, но это были стихи, звучащие, как из книги».
Александр Трифонович Твардовский (рис. 1) занимает особое место в списке писателей ХХ века. Особое место среди писателей, с давних пор считающих, что очень важно честно освещать исторические этапы нашей страны. Его поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Василий Теркин на том свете», «За далью даль», его стихотворения – это те произведения, которые отражают самые сложные вехи истории страны, наиболее трагические ее периоды.
Судьба этого поэта и человека глубоко трагична. Первые литературные опыты можно отнести к 20-ым годам ХХ века. В раннем своем творчестве поэт воспевал деревенскую жизнь.
Родился поэт в семье деревенского кузнеца (рис. 2). Отец Твардовского, Трифон Гордеевич Твардовский, собрав небольшую сумму, взял кредит в банке. На этот кредит был куплен небольшой участок земли. Земли болотистой, земли неплодоносной. Именно к этой земле привил он любовь сыновей, учил ценить каждую травинку, каждую былинку, рожденную на этой земле.
В этот период семью настигла беда. Семья была раскулачена и сослана на Север. О нелегкой судьбе этой семьи, типичной и трагической, можно прочитать в воспоминаниях брата Твардовского Ивана. Позже Твардовский вернется к этой теме и осветит ее в двух своих произведениях «По праву памяти» и в цикле стихов «Памяти матери». На примере судьбе матери он расскажет о нелегкой судьбе целого поколения.
В 1939 году Твардовский окончил МИФЛИ (Московский институт философии, литературы, истории). В этот момент его поэтические опыты были горячо поддержаны уже известным поэтом, земляком Твардовского, Михаилом Исаковским. С этого времени, с осени 1939 года, начинается работа Твардовского в качестве фронтового корреспондента во фронтовых газетах на границе с Финляндией. В это время Твардовский работает в газете «На страже Родины».
Начинается Великая Отечественная война. И вновь Твардовский выступает военным корреспондентом. В это время создаются его очерки, публицистические статьи, стихотворения и поэма «Василий Теркин» (рис. 3).
В военном творчестве во многом по-новому Твардовский пересматривает события истории нашей страны. Он пишет «Василий Теркин на том свете», «По праву памяти», поэму «Дом у дороги» 1946 года, стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Жестокая память».
С 1950 по 1954, а затем с 1958 по 1970 годы Твардовский является редактором журнала «Новый мир». «Новый мир» при руководстве Твардовского является одним из самых прогрессивных журналов, и именно в это время, к примеру, печатается рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это был тот рассказ, который потряс современников своей тематикой, поскольку никто об этом не говорил. Владимир Лакшин пишет: «Твардовский истово верил, что любое зло ненадолго, любая беда минет, что надо ждать от жизни добрых перемен, от людей – хороших вестей».
Стихотворение «Братья»
Стихотворение написано в 1933 году. Это стихотворение – воспоминание поэта о дорогих ему детских годах, но в то же время в стихотворении мы услышим боль о том, какую трагедию перенесла семья.
Лет семнадцать тому назад
Были малые мы ребятишки.
Мы любили свой хутор,
Свой сад,
Свой колодец,
Свой ельник и шишки.
Нас отец,за ухватку любя,
Называл не детьми, а сынами.
Он сажал нас обапол себя
И о жизни беседовал с нами.
- Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны?-
И сидели мы, выпятив груди,-
Я с одной стороны,
Брат с другой стороны,
Как большие, женатые люди.
Но в сарае своем по ночам
Мы вдвоем засыпали несмело.
Одинокий кузнечик сверчал,
И горячее сено шумело...
Мы, бывало, корзинки грибов,
От дождя побелевших, носили.
Ели желуди с наших дубов -
В детстве вкусные желуди были!..
Лет семнадцать тому назад
Мы друг друга любили и знали.
Что ж ты, брат?
Как ты, брат?
Где ты, брат?
На каком Беломорском канале?
С теплым чувством вспоминается детство. Но, безусловно, чувствуется боль, боль автора о потерянном детском счастье. Заканчивается стихотворение вопросами: Что ж ты, брат? Как ты, брат? Где ты, брат?
На каком Беломорском канале?
Вот здесь вспомним события, которые постигли семью. Семья была репрессирована, сослана в Сибирь. И если обратимся к сноске, помещенной в учебнике, мы узнаем о том, что среди строек, где работали заключенные, был и Беломорско-Балтийский канал, поэтому он упоминается в стихотворении как воспоминание о трагических событиях в семье.
Стихотворение «Братья» передает счастливую, но потерянную атмосферу детства. И в то же время мы чувствуем боль и горечь о тех событиях, что произошли в семье.
Стихотворение «Снега потемнеют синие»
Обратимся к стихотворениям Твардовского, посвященным теме природы. Одно из них начинается строчкой: «Снега потемнеют синие» (рис. 4).
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,
Недвижимой гладью прикинутся
И разом - в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.
И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,
И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.
И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.
Первая строфа, открывающая стихотворение, рисует нам, как поэт пристально вглядывается в природу. Это природа, которая оживает весной.
Твардовский передает ощущения, которые наполняют человека весной. И в данной ситуации вера Твардовского в то, что завтра будет лучше, чем вчера, велика.
Стихотворение «Июль – макушка лета» (рис. 5)
Стихотворение демонстрирует нам внимательного, наблюдательного человека, человека, любящего природу.
Июль - макушка лета, -
Напомнила газета,
Но прежде всех газет -
Дневного убыль света;
Но прежде малой этой,
Скрытнейшей из примет, -
Ку-ку, ку-ку, - макушка, -
Отстукала кукушка
Прощальный свой привет.
А с липового цвета
Считай, что песня спета,
Считай, пол-лета нет, -
Июль - макушка лета.
Внимательный к природе поэт рассказывает нам о тех приметах, которые говорят о середине лета. Лето идет на убыль, когда «отстукает кукушка», когда отцветает липа, когда уменьшается световой день.
Душевный мир Твардовский унаследовал от своей матери. По его воспоминаниям, она трогательно относилась к любому дуновению ветерка, к звуку пастушьего рожка, была внимательна и тонко восприимчива к проявлениям родной природы.
Стихотворение «На дне моей жизни»
Посмотрим, как поэт видит, ощущает и передает читателю неуловимые запахи земли, листвы, звук леса, как он понимает красоту мира, каким видит свое место в этой жизни.
На дне моей жизни,
на самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке.
И чтобы листва
красовалась палая
В наклонных лучах
недалекого вечера.
И пусть оно так,
что морока немалая -
Твой век целиком,
да об этом уж нечего.
Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.
Из воспоминаний о поэте
Художник Верейский пишет:
«Творческая кухня поэта была скрыта от посторонних глаз. И только однажды, во время грибной прогулки по лесу, я оказался случайным свидетелем этого процесса. Случай описан мною в очерке «К двум портретам». Позвольте процитировать его концовку: «Продираясь сквозь заросли, я время от времени видел Александра Трифоновича, который, к моему удивлению, смотрел не под ноги, а прямо перед собой и что-то бормотал невнятно, нараспев. Я отошел, чтобы не мешать, но мой спутник меня уже не замечал. Он говорил все громче, все отчетливее... «И чью-то душу отпустила боль». И снова и снова одну и ту же фразу. И потом: «И чье-то сердце отпустила боль»... Через несколько дней я услышал все стихотворение:
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной,
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль».
Эти строки, одни из последних, могли бы стать эпиграфом ко всей судьбе Александра Трифоновича Твардовского, могли бы стать эпитафией на его памятнике (рис. 6).
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- А. Т. Твардовский. Биография. Творчество (Источник).
- А. Т. Твардовский. Биография. Творчество (Источник).
Домашнее задание
- Что в биографии А.Т. Твардовского, на ваш взгляд, было самым трудным, ярким, запоминающимся?
- Найдите средства художественной выразительности в стихотворении «Снега потемнеют синие».
- Внимательно перечитайте стихотворения «Июль – макушка лета». А какие народные приметы вы знаете?
- Каково значение творчества А.Т. Твардовского?