Литература
Тема 7: Из литературы XX векаУрок 10: К.Г. Паустовский. Рассказ "Корзина с еловыми шишками"
- Видео
- Тренажер
- Теория
Новый этап творчества Паустовского
На этом уроке мы поговорим о рассказе Константина Георгиевича Паустовского (рис. 1) «Корзина с еловыми шишками».
В 30-е гг. ХХ века Константин Паустовский обращается к теме взаимоотношений человека и природы. Своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа можно считать появление вот такой выразительной миниатюры:
Вечером в тот день, когда рядом с нами бежали по улицам листья клена, Луговской (рис. 2) пришел ко мне и, явно смущаясь, сказал: – Понимаешь, такой случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена (рис. 3). Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел: там слишком крутая лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям туда вход воспрещен. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга. Правда, глупо?– Не знаю, – ответил я, – больше грустно…
Важнейшая мысль произведений писателя – мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.
Мотивы создания рассказа «Корзина с еловыми шишками»
Рассказ «Корзина с еловыми шишками» – вымышленная, но в то же время правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу, – об известном норвежском композиторе Эдварде Григе (рис. 4).
Эдвард Григ – известный норвежский композитор, в своем творчестве отразивший быт, нравы, обряды, предания своей родной страны, рассказавший о них всему миру.
Культурное наследие Норвегии
Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов (рис. 5).
Люди, населяющие эту страну, смелые, гордые, привыкшие подчинять себе стихии, покорять их. Народное искусство Норвегии так же своеобразно и прекрасно, как жизнь людей и природа этой страны. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами о походах викингов, о таинственных силах злых духов.
Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов, что эти напевы способны заставить плясать не только человека, но и горы.
Самобытное искусство маленькой страны стало известно миру благодаря творцам, таким, например, как Генрих Ибсен (известный норвежский драматург) (рис. 6) и Эдвард Григ (композитор).
Встреча композитора Э. Грига и Дагни
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с косичками, дочь лесника. Звали ее Дагни Педерсен. Она собирала в корзину еловые шишки (рис. 7).
Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же, все кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины.
В описании природы важно настоящее, подлинное; настоящее противопоставляется подделке.
– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.
В портрете девочки мы наблюдаем органичную связь с лесом, с природой.
Встреча пробудила в композиторе желание подарить Дагни что-нибудь, и становится понятно, что этим подарком может быть музыка (рис. 8).
– Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. Я делаю подарки для взрослых, учись терпению.
Сам же Григ подумал:
«Я напишу музыку.На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».
Григ не сомневался, что через десять лет его музыкальная пьеса будет услышана Дагни и она почувствует звуки своего леса, той природы, которая окружала ее с детства. Музыка, по задумке Грига, должна была перейти через время и пространство.
В доме композитора
В Бергене все было по-старому.
Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль (рис. 9).
Посмотрите, какие картины воссоздало воображение читателя в пустом доме композитора, похожем на жилище дровосека. Что же хотел создать Григ и что же хотел внушить человеку, вступающему в жизнь?
Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг разом смолкали.
Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца.
Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами.
Григу хотелось передать юной девушке ощущение красоты и радости жизни:
– Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что жизнь удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
Дагни в гостях у дяди и тети
В восемнадцать лет Дагни окончила школу, и отец отправил ее к своей сестре погостить (рис. 10).
Сестра работала театральной портнихой, а ее муж Нильс – театральным парикмахером. Дагни смогла, живя у них, часто бывать в театре. Очень интересное размышление о роли театра в жизни человека появляется в рассказе. По словам дядюшки Нильса, в театре надо верить всему, иначе людям не будут нужны никакие театры. И Дагни верила.
И вот тетушка Магда настояла на том, чтобы пойти на концерт.
Дагни на концерте
Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.
Дагни впервые в жизни услышала симфоническую музыку:
Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.
Итак, - услышала Дагни, - сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Посмотрите, как Константин Георгиевич Паустовский передает музыку с помощью слов:
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Посмотрите, что переживает девушка в этот момент:
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так вот тот подарок, что обещал сделать ей через десять лет этот человек!
Дагни испытывала сильнейшие чувства под влиянием музыки Грига:
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.
Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!».
Музыка стихла. Сначала медленно, потом, все разрастаясь, загремели аплодисменты.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
Так заканчивается рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Мы видим, как Дагни пришла на концерт симфонической музыки, услышала, поняла, почувствовала эту музыку, увидела в этой музыке всю свою прошедшую жизнь и поверила в волшебную силу искусства. А нам эту силу искусства помог понять Константин Георгиевич Паустовский.
Список литературы
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. – 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. – 2009.
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – 2008.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Биографии великих и известных людей (Источник).
- Peskarlib.ru (Источник).
- Festival.1september.ru (Источник).
Домашнее задание
- Перескажите близко к тексту описание осеннего горного леса.
- Вспомните, какие мысли посещали Грига, когда он писал музыку для Дагни. Озвучьте их. Какие мысли посещали Дагни, когда она услышала музыку? Сравните эти мысли.
- Расскажите о роли музыки в рассказе.