Литература

Тема 9: Уроки А.Н. Архангельского

Урок 2: Древнерусские хожения. Хожение игумена Даниила

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Хожения паломников и пилигримов


Поговорим о тех людях, которые в древности отправлялись в путь не из-за войны, голода или передать весть, а по духовной необходимости (см. рис. 1).

Рис. 1. И.Г. Машков. «Паломничество Добрыни Ядрейковича в Константинополь. 1200 год»

Введем два важных понятия – паломник и пилигрим.

Пилигрим – (в переводе с итальянского «чужеземец») странствующий богомолец.

Паломник – (в переводе с латинского «пальма»; от пальмовой ветви, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) путешественник по святой земле с целью поклонения и молитвы.

Пилигримы отправлялись из Европы или Руси во святую землю. Святая земля – это место, где родился Иисус Христос. Он основатель христианской религии и церкви. В путешествие пускались монахи, чтобы поклониться святым местам. На карте – территория государства Израиль (см. рис. 2).

Рис. 2. Расположение государства Израиль на карте

Пилигримы отправлялись в духовные странствия для того, чтобы поклониться святыням.

Паломники делали то же самое. Почему паломник? Почему пальма? Паломники, прибывая во святую землю, брали в руки пальмовую ветвь и мысленно приветствовали Христа. Так же когда-то на входе в город встречали Иисуса жители Иерусалима. До сих пор в католической и протестантской церквях есть обычай: за неделю до Пасхи люди приносят в храмы пальмовые ветви. На Руси приносят вербы – Вербное воскресенье.


Хожение игумена Даниила


Одним из первых древнерусских писателей, совершивших паломничество во святую землю, был Даниил игумен. Он был игуменом одного из монастырей, находившихся в Чернигове (см. рис. 3).

Рис. 3. Расположение Черниговского княжества на карте

В XII веке обладавший литературным даром игумен отправился во святые земли. Тогда путешествия были долгими. С 1104 по 1107 год происходило паломничество Даниила. Об этом он написал книгу «Хожения во святую землю».

Хожение – путь, странствие.

Для кого он написал книгу? Писал он ее для других монахов. Для тех, кто последует его примеру, отправится в долгий, трудный, но духовно важный путь. Его труды можно назвать «духовным путеводителем». В каждой главке Даниил указывает, сколько нужно идти от одного места до другого, где источники воды, колодцы, какие опасности могут подстерегать путника. Как нужно разговаривать с местными жителями, чтобы тебя поняли. «Духовный путеводитель» дает множество практических советов паломникам.

Зачем «Хожения игумена Даниила» современному читателю? Мы не монахи, пешее многолетнее путешествие во святую землю совершать не будем. Прочитаем отрывок:

«Никакого зла не видели мы на пути этом, но все хорошо показал нам Бог, чтобы мы видели глазами своими все те святые места. Где Христос Бог наш ходил нашего ради спасения, туда же и нас, грешных, сподобил сходить и дал нам видеть те святые места. И чудную ту землю Галилейскую видели мы очами своими; всю землю Палестину Бог сподобил меня обойти. И Божиею благодатию хранимые, исходили без пакости, молитвами Святой Богородицы соблюдаемые, и обошли всю Палестинскую землю. Ведь та земля вся вокруг Иерусалима называется Палестина».

«Хожение игумена Даниила», перевод Г.М. Прохорова

В этом произведении, в отличие от фольклора, нет вымысла. Книга исполнена практической и духовной пользы. Она красиво написана. Эти три черты невероятно важны для литературы того времени. Между правдой, красотой и практической пользой нет противоречия. Книга изложена просто и ясно. Но Даниил писал ее для духовной пользы.


«Хождение за три моря Афанасия Никитина»


Есть ли в древнерусской литературе примеры того, как авторы писали для светского читателя? Пример такой книги – «Хождение за три моря купца Афанасия Никитина». Если игумен Даниил отправлялся в странствия по духовной нужде, то Афанасий Никитин – по материальной. Он купец, которого ограбили по пути разбойники. Чтобы заработать денег, пустился в авантюру – отправился в дальние страны. В произведении нет духовной пользы, оно не про важное, а про интересное. В центре приключения, а не духовные практики, эмоциональное начало важнее повествовательного. Завершает свою книгу Афанасий Никитин словами:

Прошел я милостью Божией три моря. (Остальное Бог знает, Бог покровитель ведает). Аминь! Нет Бога, кроме Господа, Он царь, святость, мир, хранитель, оценивающий добро. Он разрешитель грехов, он каратель, разрешающий все затруднения, питающий, победоносный, всесведущий, карающий, исправляющий, сохраняющий, возвышающий, прощающий, низвергающий, все слышащий, везде видящий. Он судья правый, справедливый, благий.

Перевод Л.С. Смирнова

Почти стихи. Эта эмоция наполняет весь рассказ Афанасия Никитина. Он не воспитывает своего читателя, а увлекает. Автор не рассчитывает, что пойдут по его стопам и отправятся в Индию. Не дает инструкции, как вести себя в дороге. Афанасий создает образ мира. Он надеется на то, что читатель представит три моря, тайные дивные страны и вместе с ним переживет впечатления от встречи с иным.

Афанасий Никитин говорит об ощущениях и раскрывает читателю свой внутренний мир.


Домашнее задание


С полным текстом «Хожения игумена Даниила» вы можете ознакомиться по ссылкам.

Полный текст «Хождения за три моря Афанасия Никитина»

Образы пилигримов, странников возникают в творчестве поэтов ХХ века. Прочтите стихотворения: