Литература
Тема 8: Зарубежная литератураУрок 4: Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Урок 2
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Зарубежная литература XlX века
Урок: Антуан де Сент - Экзюпери. Маленький принц. Урок 2
1. Введение
Земля – планета непростая.
Знакомство с планетой Земля начинается с 16 главы сказки «Маленький принц». Это 7-ая планета, которую посетил наш герой (рис. 1).
«Земля — планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, итого около двух миллиардов взрослых».
«Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча».
Встреча со змеёй
Эта первая встреча уже создает представление о нашей планете.
«— А где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц. — В пустыне все-таки одиноко…
— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея».
Змея предлагает воспользоваться ее ядом, уверяя, что яд очень хорош.
«— Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел, — сказала она. — Но ты чист и явился со звезды…
Маленький принц не ответил.
— Мне жаль тебя, — продолжала змея. — Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…»
Маленький принц запомнил эти слова, и в конце сказки он действительно воспользуется помощью змеи для того, чтобы вернуться на свою планету.
Встреча с розами (рис. 2)
«Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.
— Добрый день, — сказал он.
Перед ним был сад, полный роз.
— Добрый день, — отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
— Кто вы? — спросил он, пораженный.
— Мы — розы, — отвечали розы.
— Вот как… — промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!»
Память о Розе сопровождает героя в течение всей истории. Подумайте, что символизирует этот цветок в жизни маленького принца?
«А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»
Он лег в траву и заплакал»
Только на Земле Маленький принц осознал, что такое любить. Любить – это значит видеть не только то, что на поверхности, но и видеть хрупкую душу того, кого ты любишь.
А эта душа, душа Розы, была спрятана за капризами.
«...хотя он и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, однажды в его душе пробудились сомнения». А любовь не терпит сомнений в любимом существе.
Мы понимаем, что Маленький принц убежал от своей любви, потому что не совсем понимал, что значит любить. И сейчас в 20 главе, будучи на Земле, попав в розовый сад, он чувствует себя очень-очень несчастным и думает, что роза обманула его. Но эта роза была единственной для него, той, которую он вырастил, которую он холил и лелеял. А вот в этом саду каждая роза была похожа друг на друга. И лишь на Земле Маленький принц начинает понимать, что он любит свою розу.
Встреча с Лисом (рис. 3)
«Вот тут-то и появился Лис.
— Здравствуй, — сказал он.
— Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
— Я здесь, — послышался голос. — Под яблоней…
— Кто ты? — спросил Маленький принц. — Какой ты красивый!
— Я — Лис, — сказал Лис.
— Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен.
— Ах, извини, — сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
— А как это — приручить?
— Ты не здешний, — заметил Лис. — Что ты здесь ищешь?
— Людей ищу, — сказал Маленький принц. — А как это — приручить?
— У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
— Нет, — сказал Маленький принц. — Я ищу друзей. А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.
— Узы?
— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…»
«Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится».
И мы видим, что в словах Лиса есть стремление избежать одиночества.
«— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и
тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды».
Именно от Лиса Маленький принц получает первые уроки доброты и любви. Для прирученного Лиса жизнь словно светом озаряется. Жизнь Маленького принца тоже меняется. Он учится видеть и слышать то, чего раньше не замечал. Самое главное то, чего не увидишь глазами. «Зорко одно лишь сердце».
«— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете».
«— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу».
Именно Лис научил Маленького принца тому, что любовь – это ответственность. Любить значит помочь, понять.
Афоризмы из произведения
«Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится!»
«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце»
«...ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»
«Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили»
Встреча со стрелочником
В 20-ой главе Маленький принц встречается со стрелочником. Разговор со стрелочником вновь обращает нас к теме детства, к загадкам детства.
Перед нами проносятся поезда. Они несутся быстро, в разные стороны. И Маленький принц не понимает, куда едут люди, чего они ищут. И лишь только дети способны ответить на эти вопросы.
«— Одни только дети знают, чего ищут, — промолвил Маленький принц. — Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…
— Их счастье, — сказал стрелочник».
При встрече с летчиком оба героя учатся друг друга понимать. И понимают, что даже на Земле, населенной миллионами людей, миллиардами людей, человек может быть одиноким.
Большая планета Земля с ее притяжением не позволяет Маленькому принцу вернуться на свою планету, не позволяет перелетать с планеты на планету, как он это делал раньше. И поэтому он разрабатывает план. Он вспоминает о тех словах, которые сказала ему змея. У нее очень хороший яд. И он решил им воспользоваться. Именно так, оставив на Земле тело, можно подняться к своей планете. А главное, что он должен свою душу обратить к своей единственной розе.
Финал
Так в чем же смысл финала сказки? Для чего Маленькому принцу необходимо вернуться на свою планету? Он помнит то, чему научил его Лис. Он научился любить. Он приручил свою Розу. А любовь – это ответственность. И сейчас он должен вернуться к Розе, потому что он ее приручил.
В конце автор пишет:
«Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы. Сердце мое больно сжимается, когда я вспоминаю моего маленького друга, и нелегко мне о нем говорить. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».
Экзюпери сам чувствует ответственность за тех, ради кого он сражается с фашизмом, словно его герой Маленький принц. Он вновь и вновь поднимается в небо, чтобы защитить свою страну.
Афоризмы из произведения.
«Зорко одно лишь сердце».
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
«Среди людей тоже бывает одиноко».
«Одни только дети знают, чего ищут».
«Вода бывает нужна и сердцу».
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Экзюпери. Маленький принц (Источник).
- Экзюпери. Биография (Источник).
- Маленький принц. Мультфильм (Источник).
Домашнее задание
- Как вы понимаете смысл афоризмов из произведения Экзюпери «Маленький принц»?
- Выберите один из афоризмов и напишите небольшое сочинение-рассуждение на эту тему.
- Какие прочитанные вами ранее произведения перекликаются с мыслью Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?