Литература
Тема 8: Зарубежная литератураУрок 3: Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Урок 1
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Зарубежная литература XlX века
Урок: Антуан де Сент - Экзюпери. Маленький принц. Урок 1
1. Введение
Имя Антуана де Сент-Экзюпери (рис. 1) становится известным в литературе в 30-е годы ХХ века, а в 50-ые годы появляются первые переводы на русский язык.
Экзюпери был не только писателем, но и военным летчиком. Именно опыт военного летчика лег в основу его романов «Южный почтовый», «Военный летчик», «Земля людей». Но однажды Экзюпери написал одну небольшую, но очень необычную книжку, сказку «Маленький принц», и сам ее иллюстрировал.
Сказка, рассказанная Экзюпери, человечная и мудрая. Ее автор в ней не только поэт, но и философ.
В последний день июля 1944 Экзюпери исчез в небе над французской Ривьерой. Ушел к звездам так же, как ушел его герой Маленький принц.
В одном из писем своей матери Экзюпери писал:
«Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать».
Ему, романтику, человеку, любившему жизнь, было что сказать. И он написал свою сказку «Маленький принц», сказку о самом важном – о жизни на планете Земля.
Сказка «Маленький принц» появилась в годы Второй мировой войны. Она была написано в 1942 году, а в 1943 уже вышла в свет (рис. 2).
В это время писатель участвует в воздушных боях за освобождение Франции. Внимание писателя направлено к тайнам детства, к умению видеть в самом обыкновенном загадочное, умению быть искренним и открытым этому миру.
Особенности жанра
Экзюпери назвал свое произведение философской сказкой. Философия – это наука о вечных проблемах, о жизни, смерти, любви. Сказка – это произведение о вымышленных героях с участием фантастических сил.
Если откроем книгу, первое, что мы прочитаем, – это посвящение.
«Леону Верту
Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый — мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:
Леону Верту,
когда он был маленьким»
Детство у Экзюпери – понятие не хронологическое, а скорее психологическое. Человек может быть и в 5 лет 70-летним старичком. А 70-летний может сохранять чистоту ощущения мира, яркость мировосприятия и казаться нам ребенком. Сказка Экзюпери – это и есть проверка людей на детскость. Так автор проверяет, кто же из нас стал взрослым, а кто в душе еще ребенок.
Загадка. Посмотрите на иллюстрацию. Что вы увидели на картинке? (рис. 3)
Взрослые видят перед собой шляпу. А дети говорят о том, что это что-то другое.
Об этом мы узнаем в следующем рисунке-подсказке (рис. 4).
Мы видим, что удав проглотил слона. Именно это способен увидеть ребенок в рисунке, похожем на шляпу.
Автор проверяет взрослых на понятливость и определяет результат, насколько стандартно их мышление, а насколько они еще способны увидеть чистоту и искренность мира, а мыслить нестандартно, необыкновенно, так, как способны мыслить дети.
«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» – замечает автор.
Проблематика сказки
Сказка «Маленький принц» – это ключ к пониманию самых сложных тем и самых трудных проблем в жизни человека. И эти проблемы становятся доступны именно детям. Автор позволяет нам увидеть преимущества детского мира над миром взрослых. Свою книгу Экзюпери адресовал именно тем, кто способен увидеть удава в шляпе, кто способен отвлечься от цифр, кто смеется над цифрами. Тем, кто способен мечтать. И в книге поднимаются 3 очень важные проблемы:
- проблема смысла жизни,
- проблема любви,
- проблема смерти.
Анализ глав
Главный герой прилетел с планеты Астероид В-612.
«Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Точно так же, если им сказать: «Вот доказательства, что Маленький принц на самом деле существовал: он был очень, очень славный, он смеялся, и ему хотелось иметь барашка. А кто хочет барашка, тот, безусловно, существует», — если им сказать так, они только пожмут плечами и посмотрят на тебя, как на несмышленого младенца. Но если сказать им: «Он прилетел с планеты, которая называется астероид В-612», — это их убедит, и они не станут докучать вам расспросами. Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»
Мы узнаем со слов летчика, что он может рассказать о своем друге. И он рассказывает нам, чтобы мы не забыли его друга, потому что очень печально, когда забывают друзей: «И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».
Итак, посмотрим, как была устроена жизнь на планете Маленького принца. Первое, о чем мы узнаем из его рассказов, это трагедия с баобабами (рис. 5).
«На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки».
Зачем же нужно выпалывать баобабы? Если баобабы не выполоть вовремя, они принесут много беды, и этой беды уже будет не миновать.
В чем же смысл рассказа о баобабах? Это не просто изображение зла, которое может разорвать планету на клочки. Вспомним, что Экзюпери пишет свою сказку в период Второй мировой войны. И то зло, которое пытается окутать планету, – это фашизм. Разве он не похож на те семена баобаба, которые пытаются разорвать маленькую планету Маленького принца? Но наш герой не позволяет этого. Так же, как и не может позволить человечеству завоевать себя.
Что же еще мы узнаем о планете, об Астероиде В-612? Маленький принц (рис. 6) говорит слова, которые сегодня для нас являются крылатыми.
«— Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная»
А также Маленький принц рассказывает о том, как он ведет свое хозяйство (рис. 7):
«У него было два действующих вулкана. На них очень удобно по утрам разогревать завтрак. Кроме того, у него был еще один потухший вулкан. Но, сказал он, мало ли что может случиться! Поэтому он прочистил и потухший вулкан тоже. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений».
На планете у Маленького принца было одно развлечение. Он любовался закатом.
«А на твоей планете тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов. И ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…
— Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!
И немного погодя ты прибавил:
— Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…»
А еще на планете Маленького принца росла роза.
«А если я знаю единственный в мире цветок, он растет только на моей планете, и другого такого больше нигде нет...»
«— Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»»
Роза была ужасная кокетка. Например, она могла сказать Маленькому принцу:
«— Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…»
И Маленький принц не удивлялся, что она не страдает избытком скромности, потому что для него это было удивительно красивое создание. Его красавица была горда, обидчива и капризна. И Маленький принц совсем с ней измучился.
«...я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?»
«Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.
— Напрасно я ее слушал, — доверчиво сказал он мне однажды. — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться»
«Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить»
В сцене прощания с розой дважды прозвучало слово «любить».
Любить – это значит понимать и прощать. Любить – это значит испытывать чувство ответственности. Но Маленький принц принимает решение улететь со своей планеты. Посмотрим, какова же была его цель: «...надо же найти себе занятие, да и поучиться чему-нибудь».
Планета Короля
«Ближе всего к планете Маленького принца были астероиды 325, 326, 327, 328, 329 и 330»
«На первом астероиде жил король (рис. 8). Облаченный в пурпур и горностай, он восседал на троне — очень простом и все же величественном.
— А, вот и подданный! — воскликнул король, увидав Маленького принца.
«Как же он меня узнал? — подумал Маленький принц. — Ведь он видит меня в первый раз!»
Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди — подданные.
— Подойди, я хочу тебя рассмотреть, — сказал король, ужасно гордый тем, что он может быть для кого-то королем».
Но Маленький принц недоумевал – планета была такой крохотной, что он не понимал, а где же тут царствовать? И постепенно пребывая на планете короля, принц понимает, что власть короля на планете бессмысленна.
«Жаль, что тут не поглядишь на заход солнца, когда хочется! И, по правде говоря, ему стало скучновато.
— Мне пора, — сказал он королю. — Больше мне здесь нечего делать».
Постоянно помните цель, с какой Маленький принц отправляется в путешествие. Он хочет чему-нибудь научиться. И на этом первом астероиде 325 он понимает, что учиться, в общем-то, нечему.
Планета Честолюбца
«На второй планете жил честолюбец (рис. 9).
— О, вот и почитатель явился! — воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.
Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.
— Добрый день, — сказал Маленький принц. — Какая у вас забавная шляпа.
— Это чтобы раскланиваться, — объяснил честолюбец. — Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.
— Вот как? — промолвил Маленький принц: он ничего не понял.
— Похлопай-ка в ладоши, — сказал ему честолюбец.
Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся.
«Здесь веселее, чем у старого короля», — подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.
Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило.
— А что надо сделать, чтобы шляпа упала? — спросил он.
Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.
— А как это — почитать?
— Почитать значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!
— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!»
Конечно, и на этой планете Маленький принц ничему не научился. И он сбежал от честолюбца.
Планета Пьяницы
«На следующей планете жил пьяница (рис. 10). Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему после этого очень невесело.
Когда он явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.
— Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
— Пью, — мрачно ответил пьяница.
— Зачем?
— Чтобы забыть.
— О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
— Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», — думал он, продолжая путь»
Планета Делового человека
«Четвертая планета принадлежала деловому человеку (рис. 11). Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
— Добрый день, — сказал ему Маленький принц. — Ваша папироса погасла.
— Три да два — пять. Пять да семь — двенадцать. Двенадцать да три — пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь — двадцать два. Двадцать два да шесть — двадцать восемь. Некогда спичкой чиркнуть. Двадцать шесть да пять — тридцать один. Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один»
«— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю?
— Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— Владеешь звездами?
— Да.»
«— У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…
Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся что ответить, и Маленький принц отправился дальше.
«Нет, взрослые и правда поразительный народ», — простодушно говорил он себе, продолжая путь»
Планета Фонарщика
«Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик (рис. 12). Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал:
«Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
«Добрый день», «Добрый вечер», – постоянно повторял фонарщик, не успевая включить фонарь. Его приходится включать, потому что наступает вечер, наступает ночь. И Маленький принц не понимает, для кого фонарщик освещает планету. Но в этом действии есть что-то более полезное, чем на предыдущих планетах.
«Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
— Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!»
««Вот человек, — сказал себе Маленький принц, продолжая путь, — вот человек, которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе».
Маленький принц вздохнул».
Планета Географа (рис. 13)
«Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.
— Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! — воскликнул он, заметив Маленького принца.
Маленький принц сел на стол, чтобы отдышаться. Он уже столько странствовал!
— Откуда ты? — спросил его старик.
— Что это за огромная книга? — спросил Маленький принц. — Что вы здесь делаете?
— Я географ, — ответил старик.
— А что такое географ?
— Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.
— Как интересно! — сказал Маленький принц. — Вот это — настоящее дело!»
Но он тут же понимает, что географ всю свою жизнь просидел, не выходя из комнаты, перелистывая толстенные книги.
«Я географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник».
И Маленький принц вновь сталкивается с мыслью, что работа географа бессмысленна.
Вывод
Удивительно, что, посетив 6 планет, невозможно научиться ничему. Ребенок видит мир чисто, открыто и не понимает, что же может быть полезного в жизни этих людей. И самое главное, что научиться у них нечему.
«Это впервые он пожалел о покинутом цветке. Но тут же мужество вернулось к нему.
— Куда вы посоветуете мне отправиться? — спросил он географа.
— Посети планету Земля, — отвечал географ. — У нее неплохая репутация…
И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке»
Мы с вами увидели, что жители всех планет, как им казалось, занимались очень важным делом. Но Маленький принц не находит в их делах никакого смысла.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Экзюпери. Маленький принц (Источник).
- Экзюпери. Биография (Источник).
- Маленький принц. Мультфильм (Источник).
Домашнее задание
- Дайте краткую характеристику каждому обитателю астероидов, где побывал маленький принц. Какую сторону взрослого мира символизирует каждый из них?
- Как вы думаете, почему автор снабдил книжку собственными иллюстрациями?
- Выпишите из текста цитаты, в которых автор противопоставляет мир взрослых и мир детей.
- О чем заставил вас задуматься Экзюпери?