Литература

Тема 5: Из литературы XIX века

Урок 13: "Шинель" Гоголя: "маленький человек" в большом городе

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


В повести «Шинель» Николая Васильевича Гоголя (рис. 1) идет речь о «маленьком человеке». «Маленьким человеком» называют подавленного, ощущающего свое унизительное состояние человека. Важно отметить, что это служащий человек, который является винтиком в громадной бюрократической системе. Человек, занимающий одну из ступеней иерархической лестницы.

Рис. 1. Н.В. Гоголь (Источник)


 

Петербург в повести «Шинель»

Повесть вышла в 1842 году и, как пишут исследователи, завершает цикл петербургских повестей. Сам Гоголь никогда не заключал в один цикл повести, которые рассказывают о событиях, происходящих в Петербурге. Все повести цикла объединены образом города, и в данной повести образ города мрачный и гнетущий. Петербургское серое небо, пустынные улицы, пронизывающий холод и беспощадный ветер.

В «Шинели» при описании города очень часто используются слова «пустынный» и «пустыня» несмотря на то, что Петербург был многолюдным городом. В данной повести поднята очень важная литературная тема – тема одиночества человека в большом городе.

Акакий Акакиевич живет один, сослуживцы для него чужие люди, и сам город для него чужой. Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев. Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете.

«Сначала надо было Акакию Акакиевичу пройти кое-какие пустынные улицы с тощим освещением, но по мере приближения к квартире чиновника, улицы становились живее, населенней и сильнее освещены».

В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца.

«Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.
Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света»
.

Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия. У него отнимают шинель.

Еще один важный мотив описания Петербурга – вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события.

Спустя неделю после смерти Акакия значительное лицо отправляется к своей приятельнице Каролине Ивановне, и описано это так:

«Изредка мешал ему однако же порывистый ветер, который, выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник».

Клочки снега – это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.

Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей.

«Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу».

А теперь про значительное лицо.

«Бледный, перепуганный и без шинели, вместо того, чтобы к Каролине Ивановне, он приехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь весьма в большом беспорядке».

И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент – это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица – получение нового чина.

Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина.


 


Анализ текста


Первое, что поражает в повести Гоголя, – это гоголевский гиперболизм. Все, о чем пишет Гоголь, предстает в превосходной степени. Главный герой «Шинели» не может выполнить даже простейшее поручение, он может только переписывать. Когда ему предлагают немного более сложное задание, то он с ним справиться не может. И говорить он почти не может. Вот, как пишет об этом Гоголь: «Косноязычие Акакия Акакиевича – это инокоязычие среди инокоязычного народа. Он, как настоящий нищий духом, говорит "смиренными, неясными и недоумения исполненными словами": "нужно сказать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того..." – а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил"».

Как и всегда у Гоголя, очень интересно соотношение индивидуального и типического. Гоголь много раз употребляет по отношению  к Акакию слово «странный» и слово «необыкновенный». «Имя его было: Акакий Акакиевич (рис. 2). Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как: родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».

Рис. 2. Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Шинель» (Источник)

Гоголь намеренно сделал имя героя повторяющимся, снова напоминая о том, что он беззлобный человек. Существует работа, в которой сопоставлена жизнь Акакия со святым. Акакий переписывает, но что может быть более прозаичным! А вот что об этом пишет Гоголь: «Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно, если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу».

И выясняется, что у Акакия совсем прохудилась его старая шинель, которую его сослуживцы, глумясь над ним, называли капотом (женская одежда), и ему нужно заказывать новую. И все меняется в жизни героя: ему приходится отказываться от самых необходимых вещей. Гоголь об этом писал так: «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею о будущей шинели».

У Гоголя часто встречается мотив обезличивания человека. Особенно заметно это в повести «Нос». И значительное лицо, важнейший персонаж повести «Шинель», ни разу в повести почти не назван по имени. Обычно у автора этот мотив принимает вещественное воплощение, так, несколько раз на протяжении повести, вспоминается табакерка Петровича. «Это табакерка с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем потом было заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки». Люди теряют лицо, но вещи, наоборот, приобретают его.

Когда Петрович сшил новую шинель для Акакия, он попросил героя примерить, осмотрел со всех сторон. «Оставаясь на улице, долго ещё смотрел издали на шинель и потом пошёл нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть ещё раз свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо». Вещь становится символом.


 

Фантастика и реальность в повести «Шинель» 
Говоря о данной теме, нужно вспомнить эпилог повести. В нем говорится, что Акакию суждено шумно прожить после своей смерти, в награду за никем не примеченную прожитую жизнь. И дальше непонятно: чиновник видел призрака, но узнал в нем Акакия, а может быть, и нет. Есть только городские слухи. Обиды Акакия Акакиевича были реальны, а его месть – это область слухов.

Так что же значит фантастика в произведении о современной жизни, где, казалось бы, ей места нет? В повести появляется призрак, снимающий шинели с людей, в итоге добравшийся и до шинели значительного лица. Может показаться, что Акакий отомщен, но после этого идет разговор об ином привидении, которое видел будочник и пошел за ним. 

Да и в финале произведения вновь встречается призрак. «И точно, один коломенский будочник видел собственными глазами, как показалось из-за одного дома привидение; но, будучи по природе своей несколько бессилен, так что один раз обыкновенный взрослый поросенок, кинувшись из какого-то частного дома, сшиб его с ног, к величайшему смеху стоявших вокруг извозчиков, с которых он вытребовал за такую издевку по грошу на табак, – итак, будучи бессилен, он не посмел остановить его, а так шел за ним в темноте до тех пор, пока, наконец, привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: “Тебе чего хочется?” – и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: “Ничего”, – да и поворотил тот же час назад. Привидение, однако, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте».

Есть много вариантов толкования такого финала. Одни считают, что фантастика подчеркивает невозможность торжества добра и невозможность отмщения за страдания Акакия. А другие видят в этом отказ Гоголя от выражения своего мнения. Но так или иначе, перед нами то, что нужно называть не фантастическим, а фантастикой. Таким образом, сама действительность настолько фантастична, что то, что нам кажется неправдоподобным, на самом деле является более правдоподобным, чем действительность.


Шинель сделалась подругой Акакия, и его существование стало полнее. Очень часто спорят об отношении Гоголя к своему герою. Одни говорят, что данная повесть является первым произведением, где автор сочувствует бедному герою. Другие же считают, что автор проявляет по отношению к герою лишь иронию. Но дать однозначный ответ нельзя, в повести можно встретить как нотки сочувствия, так и неприкрытую иронию.


 

«Медный всадник» Пушкина и «Шинель»

В истории литературы часто встречается выражение «петербургский текст». Этим словосочетанием обычно называют совокупность произведений, где главным героем выступает Петербург. Важно отметить, что город в таких произведениях является не просто местом действия.

Первым произведением, которое образовало петербургский текст, был «Медный всадник» Пушкина. Между «Медным всадником» и «Шинелью» Гоголя замечено множество сходств. Например, главный герой является «маленьким человеком», чиновником, который живет в маленькой каморке, и даже шинель упоминается Пушкиным в «Медном всаднике». Не случайно в «Шинели» Гоголь упоминает анекдот про коменданта, которому сообщают, что у лошади Фальконета (Медного всадника) подрублен хвост. Оба автора говорят о противоречии между мечтой и действительностью. Также они называют своих героев бедными, имея в виду не только материальное, но и духовное состояние.

В обоих произведениях происходит несчастный случай. Не случайно у Пушкина наводнение сравнивается с ворами. И там и там встречается бунт смиренного героя.

Также в обоих произведениях идет речь о конфликте между героем и государством и вмешательством в него стихии. Но у Пушкина эти три стороны конфликта сохраняют свою значительность. Стихию представляет подчеркнуто живая Нева, символом государства является памятник Петру, а герой – представитель дворянского сословия, хоть и обедневшего. У Гоголя стихия – холод, государство представляет значительное лицо, ничтожный и незначительный человек, а сам герой, по сравнению с пушкинским Евгением, необычайно снижен. Евгений мечтает о семье, а Акакий мечтает о шинели. 


Персонаж, созданный Гоголем, не является новшеством, раньше у писателей-романтиков была традиция описывать героя, казавшегося всем окружающим безумным, не замечающего ничего вокруг. Но Гоголь все-таки внес свои коррективы в этот образ. Он сумел сделать так, чтобы читатель отождествлял себя с достаточно глупым героем, с которым никто не хотел бы иметь что-то общее.

Уже было сказано, что некоторые исследователи видят в герое Гоголя несколько иронично показанное житие святого. Одним из признаков сравнения жизни Акакия со святым в первую очередь является выбор имени. Во-вторых, знак предназначения, а также  мученическая смерть, ну и, конечно же, чудеса после смерти. Вот эти черты характерны и для жизни святого, и для героя почести «Шинель».

 

Список литературы

1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.

2. Вайскопф М. Материал и покрой гоголевской «Шинели»//Гоголь как явление мировой литературы. По материалам международн. научн. конф-ии, посвящ. 150-летию со дня смерти Н.В.Гоголя. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – с. 193–201.

3. Блок А.А. Дитя Гоголя/Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. – М.: Правда, 1971. – с. 293–296.
 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт rushist.com (Источник)

2. Интернет-сайт dissercat.com (Источник)

3. Интернет-сайт lit-helper.com (Источник)

 

Домашнее задание

1) Раскройте смысл фразы Ф.М. Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”».

2) Ответьте на вопросы:

1. Что означает имя главного героя Акакий Акакиевич Башмачкин? Как имя помогает понять характер героя?
2. Как профессия героя характеризует его?
3. Какой талант был у Акакия Акакиевича?
4. Почему Акакий был доволен своей жизнью и кто мешал ему жить спокойно?
5. Какую роль играла Шинель в жизни Акакия Акакиевича Башмачкина?
6. Сколько стоила новая шинель?
7. Как изменился Акакий, купив новую шинель?
8. Как изменилось отношение окружающих к А.А. Башмачкину?
9. Почему повесть не заканчивается смертью Акакия?
10. Как вы понимаете финал повести?

3) Напишите характеристику образа Акакия Башмачкина.