Литература
Тема 5: Из литературы XIX векаУрок 14: Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Обзорный урок
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее известие: к нам едет ревизор», – так начинается знаменитая пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». В конце этой пьесы звучат слова, которую некоторые актеры адресуют прямо в зал (рис. 1).
Послание этой пьесы обращено к читающим и смотрящим произведение. «Ревизор» – одна из русских пьес, которая не сходит с подмостков. Причина в том, что автор увидел и угадал то, что совсем не изменилось с годами в России, что актуально до сих пор.
Сюжет
Некий человек, проходимец, выдает себя за не того, кем он является, и его таким принимают. Это картина о провинциальной жизни русских чиновников. Есть городок N, уездный город, в котором живет «шайка» чиновников, людей, которые плохо выполняют свои обязанности, во главе с городничим, начальником городской администрации. Они получают сообщение, что к ним едет важный человек, чиновник из Петербурга, проверяющий – ревизор (рис. 2).
Они начинают его искать и находят молодого человека, болтуна, пустого чиновника из Петербурга, проигравшегося в карты и засевшего в гостинице без денег, который оказывается ложным ревизором (рис. 3).
Приходят к нему с подношениями, взятками, он входит в роль, делает предложение дочке городничего, все остаются рады и довольны до наступления его разоблачения. Хлестаков уезжает из города. Чиновники в ужасе, после того как пришел жандарм и объявил, что прибыл настоящий ревизор.
В пьесе нет ни одного положительного персонажа. В городе N нет порядочных людей, он наполнен врунами, ворами и трусами.
Н. В. Гоголя обвиняли в том, что он выставил в плохом свете, очернил чиновников и русскую провинциальную жизнь.
Новаторство Н. В. Гоголя
В этом произведении писатель использовал новаторские и традиционные приемы. К традиционным приемам можно отнести присущее каждому герою определенное отрицательное человеческое свойство. Должен был быть в произведении резонер. Резонер – персонаж произведений эпохи классицизма, устами которого автор высказывает свои мысли по поводу изображаемых событий, дает моральные оценки. Положительного персонажа хотел видеть, но не увидел в пьесе император Николай Павлович, который пьесу одобрил.
Одна новация в том, что нет положительного персонажа, другая – что есть настоящий плут, третья – что нет любовной истории.
Действующие лица
Персонажами являются интересные люди, самым приличным из них является Хлестаков, мнимый плут. Приличен тем, что искренен и не имеет злого умысла, наслаждается тем, что его принимают за ревизора. Увлекшись своим враньем, он сам начинает верить в то, что сочиняет. Некоторые замечают, что он похож на самого Н. В. Гоголя, ведь он выдумывал целые миры. Хлестаков гордится дружбой с Пушкиным, а сейчас нам известно, что сам автор любил преувеличивать свою близость с Александром Сергеевичем.
Еще один персонаж, городничий Сквозник-Дмухановский, – пример тупости, вороватости и равнодушия чиновников, хотя не глупый человек.
Все герои произведения – запутавшиеся во вранье и страхе люди. В конце пьесы участниками действия являются зрители в зале, автор дает понять, что нужно смотреть и на себя.
Развязка
Приходит жандарм и объявляет чиновникам, что их ожидает ревизор. После этого разыгрывается немая сцена, в которой, по задумке Н. В. Гоголя, все женщины должны вскрикнуть на сцене, актеры изменить позы и замереть (рис. 4).
Заключение
Пьеса воплощает гоголевский стиль – смех сквозь слезы. По замыслу автора, читатель должен посмеяться, а в конце произведения замереть и в понуром настроении закрыть книгу.
Список литературы
- Меркин Г. С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 9-е изд. – М.: 2013. Ч. 1 – 384 с., Ч. 2 – 384 с.
- Курдюмова Т. Ф. и др. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. Ч. 1 – 12-е изд., 2011, 272 с.; Ч. 2 – 11-е изд. 2010, 224 с.
- Коровина В. Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Ч. 1 – 399 с.; Ч. 2 – 399 с.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. 8 класс. Дом без стен. В 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 286 с.; Ч. 2 – 222 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «5litra.ru» (Источник)
- Интернет-портал «ngogol.ru» (Источник)
- Интернет-портал «litra.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Почему пьеса «Ревизор» актуальна и в наше время?
- Встречаются ли «хлестаковы» и сегодня?
- Какой главный посыл автор вложил в произведение?