Литература

Тема 4: Из литературы XVIII века

Урок 4: Тема крепостного права и воспитания в комедии "Недоросль"

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Введение


Более 220 лет отделяет нас от того момента, когда пьеса Фонвизина (рис. 1) «Недоросль» была впервые поставлена на сцене. По воспоминаниям современников, восторженная публика приветствовала пьесу метанием кошельков.

Рис. 1. Д.И. Фонвизин (Источник)

После этого произошло много событий в российской жизни: присоединение Крыма, легендарный переход Суворова через Альпы, основание царско-сельского лицея и Отечественная война 1812 года. И поколение Пушкина воспринимает эпоху Фонвизина чуть ли не как почтенную древность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин пишет:

«…в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…»

Если такую временную дистанцию ощущает Пушкин (рис. 2) в 1823 году, рассказывая о комедии, которая была поставлена в 1782, то нашему поколению ещё сложнее понять произведение Фонвизина.

Рис. 2. А.С. Пушкин (Источник)

Но откроется многое, если внимательно читать это произведение и довериться драматургу.


Тема воспитания в эпоху Фонвизина


Как и любое талантливое произведение, комедия «Недоросль» (рис. 3) отражает специфические черты определённой эпохи, её уникальные приметы, но вместе с тем она ставит и универсальные вневременные вопросы. Одним из них стал вопрос воспитания. Эта тема оказывается очень важной в целом для традиции Просвещения, где в центре внимания совершенствование человека, взросление его ума, общественный статус мудрой общественной личности. О воспитании мы вспоминаем тогда, когда работаем с таким направлением, как классицизм, где автор так или иначе пытается просветить и воспитать своего читателя или зрителя. Не случайно произведение Фонвизина очень часто называют комедией воспитания. Это такое уточняющее жанровое определение.

Рис. 3. Титульный лист первого издания комедии «Недоросль» (Источник)

Эпоха Просвещения

Люди XVII века желали освободиться от невежества и предрассудков, которые, как им казалось, связаны с религиозным пониманием мира. Они планировали самостоятельно, без помощи высших сил усовершенствовать все стороны общественной жизни и самого человека. Это желание и сильнейшая вера (уже не в бога, а в человеческое могущество) определили их мировоззрение и поведение.

Для людей эпохи Просвещения свойственна уверенность в том, что познавательные возможности человека абсолютно безграничны. Все законы природы будут когда-нибудь открыты, все загадки разгаданы. Философы XVIII столетия признают пока ещё за богом статус творца мира, но они отрицают вмешательство бога в человеческую жизнь напрямую. Они верят в то, что есть какие-то общие законы, которые управляют и природой, и обществом, и стараются эти законы разгадать.

В это время преобладает представление о естественном равенстве людей и доброй природе человека. Просветители считают, что человек изначально, от природы хорош, добр и прекрасен. Никакого первородного греха не существует, человек уже совершенен. Через воспитание и образование можно добиться ещё большего усовершенствования.

Идет просветителей захватывают Европу и приходят в Россию. Огромную популярность имеют произведения французских авторов. Екатерина II состояла в переписке с Вольтером (рис. 4), а граф Григорий Орлов предлагал ещё одному просветителю, Жан-Жаку Руссо, поселиться у себя в имении и считал это для себя величайшей честью.

Рис. 4. Вольтер (Источник)

Книги просветителей – это непременная принадлежность дворянских библиотек того времени.

Классицизм

Классицизм – литературное направление, в основе которого лежат следующие признаки:

· культ рассудка («разума»);

· важнейший принцип – идея государственности, воплощённая в образе просвещённого монарха;

· строгая иерархия жанров:

Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют монархи, герои, полководцы),

Средние: письма, дневники,

Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения – повседневная жизнь обычных людей).

Смешение высокого и низкого жанра считалось неправильным и не допускалось;

· признание античного (древнегреческого и римского) искусства высшим образцом, вечным идеалом;

· одномерность, «простота» характеров персонажей;

откровенный дидактизм (поучительность).


Значение слова «недоросль»


В комедии читатель видит воспитание Митрофана, который является молодым человеком, дворянином, недорослем, то есть тем, кто пока не дорос до государственной службы, но вскоре дорастёт. В современном русском языке понятие «недоросль» является нарицательным и имеет негативный смысловой окрас. Изначально слово «недоросль» не подразумевало никакой оценки. Это был социальный статус, даже возраст – подросток, тинейджер, тот, кому нет ещё 18 лет и поэтому он не вступил ещё в права и не несёт ответственности. Только из-за комедии «Недоросль» слово это означает то, к чему привыкли мы, – неуч, необразованный человек, бесхарактерный, невоспитанный, наглый.


Воспитание и образование Митрофанушки. Примеры из текста произведения


В комедии «Недоросль» на первый план выходит воспитание и такая его важная составляющая, как образование.

Образование – это владение науками, это прирост научных знаний, какие-то академические успехи.

Рассмотрим, какие успехи проявляет на поприще обучения наукам герой комедии Фонвизина:

 

Действие четвёртое. Явление VII

Митрофан. Вот я сел.

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова.А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюпшкины денежки было б куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин.За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан.Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин.Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова.Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан(пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан(пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три – три. Единожды ноль – ноль. Единожды ноль – ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан.Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан.Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.

Митрофан.Десять.

Цыфиркин.Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.

Митрофан(пишет). Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль – нуль. Один да один…(Задумался.)

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.

Кутейкин.Шабашь, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Вить на поверку приводить не станут.

Митрофан. Небось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.

Кутейкин (открывает часослов, Митрофан берет указку). Начнем благословясь. За мною, со вниманием. «Аз же есмь червь…»

Митрофан.«Аз же есмь червь…»

Кутейкин.Червь, сиречь животина, скот. Сиречь: «аз есмь скот».

Митрофан. «Аз есмь скот».

Кутейкин (учебным голосом). «А не человек».

Митрофан (так же). «А не человек».

Кутейкин.«Поношение человеков».

Митрофан.«Поношение человеков».

Кутейкин. «И уни…»

 

Действие четвёртое. Явление VIII

Г-жа Простакова. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, – нам, грешным, где б и умолить, – даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум.О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова, Простаков (вместе):

– Всем наукам, батюшка.

– Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин(Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан(подает ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин.Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан.Дверь, котора дверь?

Правдин.Котора дверь! Вот эта.

Митрофан.Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Митрофан.Каково, мой отец?

Правдин.Нельзя лучше. В грамматике он силен.

Милон.Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова.То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Скотинин.Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне историй. Мастер, собачий сын, откуда что берется!

Г-жа Простакова. Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.

Правдин(Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан.Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан.Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин.Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Простаков(тихо матери). А я почем знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин.География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова(Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум.На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум.О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова.Без наук люди живут и жили.

 

Действие первое. Явление VI

Софья.Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г-жа Простакова.Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.

Простаков (долго смотря). Мудрено.

Г-жа Простакова. И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу. Братец, прочти, потрудись.

Скотинин. Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.

 

Действие третье. Явление VII

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан.Ну! А там что?

Г-жа Простакова.А там и женисся.

 

В комедии Фонвизина, что естественно для произведений классицизма, всё говорится однозначно, открытым текстом. Мы можем задать лишь риторический вопрос: каких успехов можно ожидать от ребёнка, если его родители с детства внушают ему, что учение – это не только не необходимо, но и вредно?


Учителя в комедии «Недоросль»


Не вызывают доверия и учителя Митрофана. О них читатель узнаёт интересные подробности:

Г-жа Простакова.Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. <…> Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он робенка не неволит.

 

Конечно, бросаются в глаза «говорящие» фамилии. Читатель сразу получает представление о педагогах Митрофанушки. «Говорящие» фамилии здесь являются знаком авторской иронии. Особенно выделяется фамилия Вральман – лицемер, который заискивает перед своими господами, а со слугами ведёт себя крайне нагло. Мы узнаём, что перед нами обманщик, потому что он кучер, а выдаёт себя за компетентного преподавателя.

Создаётся весьма печальная картина. И действительно, российское образование того времени оставляло желать лучшего. Россия, с лёгкой руки Петра I только что погрузившаяся в абсолютно чуждую ей европейскую культуру, не могла сразу всему научиться. В сочетании с природной человеческой ленью это давало такие смешные и грустные плоды.

Не случайно о Фонвизине и его персонажах позже скажет известный критик Белинский:

«Его дураки очень смешны и отвратительны. Но это потому что они не создание фантазии, а слишком верные списки с натуры».

Характеры положительных героев

Василий Осипович Ключевский выразился о положительных персонажах комедии «Недоросль» так:

«Стародум, Милон, Правдин, Софья не столько живые лица, сколько моралистические манекены; но ведь и их действительные подлинники были не живее своих драматических снимков. Они наскоро затверживали и, запинаясь, читали окружающим новые чувства и правила, которые кой-как прилаживали к своему внутреннему существу, как прилаживали заграничные парики к своим щетинистым головам; но эти чувства и правила так же механически прилипали к их доморощенным, природным понятиям и привычкам, как те парики к их головам. Они являлись ходячими, но ещё безжизненными схемами новой, хорошей морали, которую они надевали на себя как маску…

Софья вышла <…> свежеизготовленной куколкой благонравия, от которого веет ещё сыростью педагогической мастерской».

В.О. Ключевский «Недоросль Фонвизина

(Опыт исторического объяснения учебной пьесы)»

Однако, вчитавшись в остроумные замечания Ключевского, не стоит критиковать Фонвизина, который отразил в своей комедии не только возмущение плохим, но и мечту о хорошем и правильном, о том, как должна быть решена в русской жизни проблема воспитания и просвещения.


 

Пушкин и Фонвизин

Рассмотрите таблицу, в которой сопоставлены два героя: герой комедии Фонвизина «Недоросль» и герой романа Пушкина «Капитанская дочка».

 

Митрофанушка

Д.И. Фонвизин,

«Недоросль» (1782)

Петруша

А.С. Пушкин,

«Капитанская дочка» (1836)

 

1.                  Излюбленный досуг

 

Побегу-ка теперь на голубятню.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

 

2.                  Квалификация педагогов

 

Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыфиркин <…>. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.

Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию <…>.

Обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам…

 

3.                  «Успехи» в обучении

Г-жа Простакова (тихо Митрофану).

Не упрямься, душенька. Теперь-то и себя показать.

Митрофан (тихо матери).

Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину).

Как, батюшка, ты назвал науку-то?

Правдин.География.

Г-жа Простакова (Митрофану).

Слышишь, еоргафия.

Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды.

 

4.                  Жизненные перспективы

С тобою, дружок, знаю, что делать. Пошёл-ко служить…

Петруша в Петербург не поедет. Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.

Герои этих двух произведений находятся в очень похожих стартовых условиях, но жизненные пути их будут разными. Подумайте, почему Пушкин сознательно ориентирует своего героя на некоторое сходство с недорослем Митрофанушкой.


 


Проблема нравственности и формирования личности


Воспитание предполагает не только получение научных знаний, но и пробуждение в человеке его лучших качеств, формирование его характера. Эта ситуация в изображаемой автором семье ещё печальнее, чем с арифметикой и географией.

 

Действие четвёртое. Явление VII

Скотинин.И я здесь.

Стародум.Зачем пожаловал?

Скотинин.За своей нуждой.

Стародум.А чем я могу служить?

Скотинин.Двумя словами.

Стародум.Какими это?

Скотинин.Обняв меня покрепче, скажи: Софьюшка твоя.

Стародум. Не пустое ль затевать изволишь? Подумай-ко хорошенько.

Скотинин. Я никогда не думаю и наперед уверен, что коли и ты думать не станешь, то Софьюшка моя.

Стародум. Это странное дело! Человек ты, как вижу, не без ума, а хочешь, чтоб я отдал мою племянницу, за кого – не знаю.

Скотинин. Не знаешь, так скажу. Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь.

Правдин (смеючись). Эдак вы нас уверите, что он старее Адама.

Скотинин. А что ты думаешь? Хоть немногим…

Стародум (смеючись.) То есть пращур твой создан хоть в шестой же день, да немного попрежде Адама?

Скотинин.Нет, право? Так ты доброго мнения о старине моего рода?

Стародум.О! такого-то доброго, что я удивляюсь, как на твоем месте можно выбирать жену из другого рода, как из Скотининых?

Скотинин.Рассуди же, какое счастье Софьюшке быть за мною. Она дворянка…

Стародум.Экой человек! Да для того-то ты ей и не жених.

Скотинин. Уж я на то пошел. Пусть болтают, что Скотинин женился на дворяночке. Для меня все равно.

Стародум. Да для нее не все равно, когда скажут, что дворянка вышла за Скотинина.

Милон. Такое неравенство сделало б несчастье вас обоих.

Скотинин. Ба! Да этот что тут равняется? (Тихо Стародуму.) А не отбивает ли?

Стародум (тихо Скотинину). Мне так кажется.

Скотинин (тем же тоном). Да где черту!

Стародум (тем же тоном). Тяжело.

Скотинин(громко, указывая на Милона). Кто ж из нас смешон? Ха-ха-ха-ха!

Стародум (смеется). Вижу, кто смешон.

Софья.Дядюшка! Как мне мило, что вы веселы.

Скотинин (Стародуму). Ба! Да ты весельчак. Давеча я думал, что к тебе приступу нет. Мне слова не сказал, а теперь все со мной смеешься.

Стародум.Таков человек, мой друг! Час на час не приходит.

Скотинин. Это и видно. Вить и давеча был я тот же Скотинин, а ты сердился.

Стародум.Была причина.

Скотинин.Я ее и знаю. Я и сам в этом таков же. Дома, когда зайду в клева да найду их не в порядке, досада и возьмет. И ты, не в пронос слово, заехав сюда, нашел сестрин дом не лучше клевов, тебе и досадно.

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин.А меня так свиньи.

 

Если герой, по его собственным словам, был сотворён несколько раньше Адама, то, зная библейскую историю, мы можем это толковать однозначно: он относит себя к бессловесным тварям – к животным. Если вспомнить невероятную любовь к свиноподобным, которую испытывает Скотинин, то происходит вполне определённое восприятие. Это, конечно, карикатура – сатирическое изображение, но семья Простаковых и линия Скотининых – это, в общем-то, не совсем люди. Они не имеют самого главного для классицистов качества – качества разума. Это – бессловесные животные.

 

Не случайно в своём окружении Митрофан учится вести себя по-скотски. Он снова получает уроки. Теперь он уже вполне талантливый ученик, и уроки безнравственности не проходят для него даром. Главная воспитательница здесь – его мать. Не случайно само имя главного героя – Митрофан, которое в переводе с греческого означает «подобный матери».

Митрофан видит, как Простакова презирает, оскорбляет, жестоко бьёт старого человека – няню Еремеевну. Как называет её «хрычовкой», как мучает собственного мужа. Она ведь урождённая Скотинина, она груба со всеми, кто зависит от неё, и откровенно льстит Стародуму, когда узнаёт, что у него есть состояние. В начале пьесы она издевается над Софьей, унижает её. И заискивает перед ней, когда та становится богатой невестой. С гордостью Простакова говорит о своём отце, который приобрёл состояние взятками. Поэтому в Митрофане она намеренно воспитывает лживость и жадность, чтобы и он достиг благополучия:

«Нашёл деньги, ни с кем не делись! Всё себе оставь, Митрофанушка».


Роль положительных персонажей


Устав от этого кошмара, читатель рад найти в пьесе другое – хорошее воспитание. Характеры в комедии, как это свойственно классицизму, выстраиваются по принципу антитезы – чёткого противопоставления хорошего и плохого. Ужасному семейству противопоставлен, конечно же, Стародум.

«Воспитание моё было дано отцом моим по тому веку наилучшее», – говорит он.

Он много обдумал на своём веку и, конечно, знает, что всё зависит от того, кто конкретно воспитывает юного человека. «Какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель?» – спрашивает он. Именно в воспитании характера человека и его душевных качеств мудрый герой видит обещание будущего счастья. Главная человеческая ценность для Стародума – внутренняя чистота и порядочность.

 

Стародум. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

 

Всякий найдёт в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.

 

Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие.

 

Богач … тот, который отсчитывает у тебя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного.

 

Так говорит Стародум и руководствуется этими принципами в своей жизни.

Положительный пример и антитезу Митрофану читатель находит в представительнице младшего поколения – Софье, имя которой переводится с греческого языка как «мудрость». Героиня появляется на сцене с книжкой французского просветителя Фенелона о воспитании девиц. Будучи бедной сиротой, она не имеет приглашённых учителей и упорно хочет сама умственно совершенствоваться, расти. За это ей симпатизируют и Стародум, и сам автор.

Стародум является в пьесе героем-резонёром.

Герой-резонёр – тот, кто в произведении выражает взгляды автора.

Стародум очень любит Софью, потому что она готова во что бы то ни стало учиться и становиться лучшею и от своего дядюшки она ждёт не богатства, а добрых советов:

«Ваши наставления, дядюшка, составят всё мой благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна», – об этом просит Софья.

 

Характеры добродетельных героев в пьесе не отличаются сложностью и правдоподобностью. Это, как ни парадоксально, гораздо менее живые люди, чем неприятные Простакова и её родня. Однако Фонвизину, как автору-классицисту, важно дать читателям и зрителям не только отвратительную, отпугивающую картинку, но и пример для подражания.


Финал произведения


Финал комедии по замыслу автора тоже должен иметь воспитательную функцию. Мы должны задуматься, какую модель семейного поведения унаследует Митрофанушка: бестолковые, слабохарактерные Простаковы или агрессивные и жестокие Скотинины повлияют на него в итоге? Но, может быть, есть какой-то иной путь? Очевидно, что не имеющий ни образования, ни льгот Митрофанушка начнёт службу с низшей ступени карьерной лестницы. От простого солдата он будет подниматься вверх.

Тот же самый выбор, но не под давлением обстоятельств, а самостоятельно и осознанно, совершит отец Петруши Гринёва в романе Пушкина «Капитанская дочка». Он не желает для Петруши лёгкой участи, а хочет из него вырастить настоящего человека и доблестного воина. Таким образом, два юных героя – Митрофанушка Простаков и Петруша Гринёв – окажутся в сходных жизненных обстоятельствах. О том, зачем так делает Пушкин, который написал свой роман гораздо позже (в 1836 году), вы можете подумать сами, это очень интересный вопрос.


Тема злоупотребления крепостным правом в комедии Фонвизина


Обратите внимание на одно высказывание Стародума (героя-резонёра):

Стародум. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания… сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Не бережное, не уважительное сосуществование и сотрудничество крестьян и дворян видит в российской жизни герой-резонёр, а жестокое издевательство и унижение. Так в тексте возникает очень важная и очень острая в эпоху Фонвизина проблема крепостного права, а точнее злоупотребления крепостным правом.

Действие первое

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

 

Действие второе. Явление VI

Еремеевна. Все дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что... ни про что...

Г-жа Простакова (в злобе). Ну...

Еремеевна. Пристал к нему: хочешь ли жениться?..

Г-жа Простакова. Ну...

Еремеевна. Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка, охота берет. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется!..

Г-жа Простакова (дрожа). Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да...

Г-жа Простакова. Да... да что... не твое дитя, бестия! По тебе ребенка хоть убей до смерти.

Еремеевна. Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.

Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле...

Еремеевна (заплакав). Я не усердна нам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а все не угодно.

 

Действие третье. Явление IV

Г-жа Простакова. А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет? Палашка где?

Еремеевна. Захворала, матушка, лежит с утра.

Г-жа Простакова. Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!

Еремеевна. Такой жар рознял, матушка, без умолку бредит...

Г-жа Простакова. Бредит, бестия! Как будто благородная!

 

Объяснение этому бесстыдному поведению мы находим не только в характере Простаковой, но и в некоторых внешних по отношению к героине обстоятельствах. В конце комедии Простакова произносит фразу, которую можно назвать одной из важнейших реплик во всей пьесе:

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?

 

Знаменитые русский историк Василий Осипович Ключевский (рис. 5) считает эту фразу самой существенной для понимания комедии. А все события, которые предшествуют этому высказыванию, – всего лишь вступление к основной теме.

Рис. 5. В.О. Ключевский

Простакова для оправдания своего поведения упоминает указ, манифест о дворянской вольности, провозглашённый императором Петром III (рис. 6) в 1762 году.

Рис. 6. Пётр III (Источник)

Для того чтобы понять суть этого важного закона, стоит совершить небольшой исторический экскурс. Так сложилось, что именно дворянство несло на себе на протяжении многих веков всю тяжесть военной службы. Привилегии, земли, имения – это справедливая награда для того человека, который всегда готов подставить свою грудь под оружие. Очень долгое время для дворян служба (25 лет) была обязательной, и уклониться от неё было нельзя. Как только молодой человек дорастал до определённого возраста, становился тем самым недорослем, он готовился к службе в армии. Однако в какой-то момент численность армии становится весьма внушительной благодаря тому, что уже и другие сословия вступают на военную службу, и тогда отпадает необходимость в поголовном служении дворянства. Государство видит в этом новые возможности для деятельности дворян. Дворянин не обязан уже служить 25 лет и всю свою жизнь проводить в военных походах. Теперь он вправе трудиться на благо Отечества, живя в своём собственном имении. Миссия дворянина теперь – заботиться о своих крестьянах, облегчать их быт, учреждать школы и больницы, давать образование (хотя бы основы первоначальной грамотности). Перед дворянином стоит ещё одна очень важная задача – дать своим детям образование европейского уровня, чтобы будущие дворяне были истинной опорой для своего Отечества – развивающейся, молодой страны.

Простаковы не преуспели ни в том, ни в другом. И не только одни они. Дело в том, что закон о дворянской вольности был написан настолько уважительным, спокойным языком, он был сформулирован настолько мирно, и ничто не угрожало человеку, его нарушившему, что дворяне восприняли закон не как предписание, а как разрешение делать всё, что им угодно. Авторы указа думали, что дворянам доставит истинное удовольствие добровольно заботиться о крестьянах, воспитывать детей в традициях европейского Просвещения, заниматься науками, ведь теперь у них есть для этого все возможности.

Но эта надежда оказалась необоснованной. Дворяне восприняли это так: у нас есть все права и больше никаких обязанностей. Таким образом, закон, провозглашённый Петром III в 1762 году и спустя 20 лет царствования Екатерины II (рис. 7), так и не был полноценно осмыслен русским обществом, а, наоборот, всё стало ещё хуже.

Рис. 7. Екатерина II (Источник)

Спустя два десятилетия после принятия закона Денис Иванович Фонвизин берётся в каком-то смысле воспитать уже целое сословие дворян. И он пишет произведение, которое поставило вопрос о роли дворянина очень остро и болезненно. Этот важный документ (указ о дворянской вольности) должен быть переосмыслен. Абстрактный, красивый закон не доходит до сознания дворян. Одно вежливое убеждение и выражение надежды не воздействуют на тех, кто привык безнаказанно делать чудовищные вещи. По мнению драматурга, необходимо вмешательство государственной власти. Когда автор заставляет в конце комедии Правдина взять имение Простаковой под опеку, он тем самым подсказывает реальный выход – все помещики, которые жестоко обращаются с крепостными, должны быть лишены права владеть крестьянами и управлять своим имением.

Образ Простаковой, который вобрал в себя черты многих помещиков, должен был, по замыслу автора, стать живым укором тем дворянам, в чьих домах творилось то же самое.

Таким образом, комедия «Недоросль» призывает к человеческому и справедливому отношению к крестьянам. Отмечая крайне негативное отношение автора к унижению крепостных, стоит помнить, что автор «Недоросля» не против крепостного права как такового, как формы организации экономически-социальной жизни. Он против злоупотребления крепостным правом. Основа государства – содружество и сотрудничество крестьян и дворян, которое должно быть гуманным, справедливым и основываться на принципах Просвещения.

 

На этом уроке вы рассмотрели, как в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» отразились современные автору и вечные проблемы: вопрос о злоупотреблении крепостным правом и глобальный вопрос о воспитании человеческой личности и достойного гражданина. Также вы познакомились с важным понятием «герой-резонёр».

 

Список литературы

  1. Ко­ро­ви­на В.Я., Жу­рав­лёв В.П., Ко­ро­вин В.И. Ли­те­ра­ту­ра. 9 класс. – М.: Про­све­ще­ние, 2008.
  2. Лады­гин М.Б., Есин А.Б., Нефё­до­ва Н.А. Ли­те­ра­ту­ра. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  3. Чер­тов В.Ф., Тру­би­на Л.А., Ан­ти­по­ва А.М. Ли­те­ра­ту­ра. 9 класс. – М.: Про­све­ще­ние, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «5litra.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «litresp.ru» (Источник)
  3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте уровень воспитания, образования и нравственности госпожи Простаковой и её сына Митрофанушки. Приведите примеры из текста.
  2. Составьте «нравственный кодекс» Стародума.
  3. Как видит проблему крепостного права Фонвизин? Какое её решение автор предлагает в пьесе?