Литература
Тема 4: Литература XVIII векаУрок 2: Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Русская литература XVIII века
Урок: Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова
1. Ломоносов – первый русский энциклопедист
Рис. 1 (Источник)
М. Ломоносов ― первый русский энциклопедист
Михаил Васильевич Ломоносов ― представитель русского классицизма XVIII века, который оставил значительный след в мировой науке и искусстве.
Говоря о Ломоносове, нужно употребить слово, новое и неожиданное – энциклопедизм. Слово энциклопедия появилось в XVI веке. Но только в XVIII веке слово «энциклопедия» стало известным, потому что в это время французские ученые издали энциклопедию. Слово «энциклопедия» в то время означало круг обучения. В широком смысле – это свод всех знаний о мире, которые известны людям. Французские ученые проложили путь к всестороннему знанию. По праву первым русским энциклопедистом принято считать М. Ломоносова. Именно этого человека можно было поставить в один ряд с наиболее выдающими учеными.
Рис. 2 (Источник)
2. Первый миф о Ломоносове
С жизнью М. Ломоносова связано несколько мифов. Самый главный – это миф о том, как человек, приехавший в Москву (1730 г.), с дальней Архангелогородской губернии, в течение короткого времени завоевал всемирную славу.
Рис. 3 (Источник)
М. Ломоносов родился в 1711 году в деревне Мишанинской, что расположена на одном из островов Северной Двины, неподалеку от города Холмогоры. К 19 годам он не получил никакого регулярного образования. Отец Ломоносова, которому принадлежало несколько кораблей, водил их из Архангельска к зарубежным портам. Ломоносов читать и писать не умел. То домашнее образование, которое он получал, сводилось к чтению книг, обычного круга богослужебных книг и не отличалось от того, что знали его современники. Читал он не только лубочные книги, рукописные книги, которые были распространены на севере, а и бытующие в старообрядческом обиходе, недошедшие до нас произведения. Один из мифов, связанный с жизнью Ломоносова связывает с приездом этого деятеля в Москву.
В 19 лет он попадает в Московскую славяно-греко-латинскую академию и неожиданно начинает «показывать чудеса».
Рис. 4 (Источник)
Его включают в список 12 самых выдающихся учеников. В Петербурге же его включают в список трех самых выдающихся молодых людей и отправляют для обучения за границу. При этом академию Ломоносов так и не оканчивает. Он останавливается перед последним выпускным классом, который был посвящен богословью. Главным образом в то время учили красноречию, чистописанию и само по себе обучение сводилось к традиционному средневековому набору знаний. За границей Ломоносов начинает демонстрировать чудеса. Он не знает ни одного иностранного языка. При этом он почти сразу овладевает немецким, итальянским, французским. Он в совершенстве овладевает латынью и начинает писать стихотворения и ученые трактаты на этом языке.
3. «Мифы о Ломоносове»
Существует миф, который распространен как семейное предание среди северян. Суть этого мифа состоит в том, что Михаил Ломоносов ―незаконно рожденный сын Петра Первого. Многие исследователи приводят подтверждающие факты этого мифа в семейных приданиях Ломоносовых. Одним из доказательств этого мифа также считается факт покровительства Ломоносова Феофаном Прокоповича (сподвижник Петра Первого). Именно благодаря Ф. Прокоповичу Ломоносов был отправлен за границу.
Трудно перечислить предметы, которыми занимался Ломоносов. Он не только создал телескоп нового типа, но и открыл атмосферу Венеры (1761г.). Он занимался ядерной физикой и предсказал многие процессы, связанные с этой наукой. В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Сложно сказать сколькими предметами увлекался этот человек. Но можно точно сказать, что Ломоносова совсем не интересовало богословие. Как он остановился в академии перед выпускным классом, так и не возвращался к богословию. При этом М. Ломоносов занимался переводом отдельных текстов Библии. Он перевел многие главы Ветхого завета, псальмы.
4. Второй миф о Ломоносове
Существует еще один миф о М. Ломоносове. Некоторые исследователи убеждают нас в том, что Ломоносов боролся с засильем иностранной учебы, противостоял интригам своим противникам. Все же не совсем справедливо утверждать, что все происходило именно так. Он не был в чистом виде ни писателем, ни ученым. Борьба за влияние на двор, за внимание царствующих лиц была абсолютно нормальным явлением. Центр власти государства – царствующие особы. Завоевать расположение императрицы было необходимым условием жизни и существования. Борьба за влияние на императрицу, борьба за близость к вельможам, которые многое решали, была естественной для людей того времени. Ломоносов боролся за науку, которая для него не имела национальных отличий. Он учился в Германии, Марбурге (1736г.). Он писал трактаты на латинском языке. Занимался русской филологией, философией. Все это было связано единой системой знаний, универсальной для всего мира. Для Ломоносова не существовало разделения на естественные, математические, гуманитарные, прикладные и теоретические науки. Он был энциклопедистом. Великий русский писатель Пушкин сказал про Ломоносова: «Ломоносов – отец русской науки»
5. Третий миф о Ломоносове
Существует и третий миф о Ломоносове. Исследователи считают, что Ломоносов был человеком материалистических, атеистических взглядов. Он неоднократно воевал с церковниками своего времени. Но Ломоносов не мог отказаться от идеи Бога. Он мог только отделить идею Бога от научного взгляда о происхождении мира. В основе системы лежит закон, к открытию которого пришли в эпоху Просвещения – идея сохранения материи, сохранения энергии. Ничто не может появиться из ничего и не может исчезнуть бесследно». Эта мысль заставляла задуматься о самом сокровенном. Эта мысль возвращала к моменту творения, появления мира и созданию в нем человека. Законы природы, о которых говорит Ломоносов, отрицают божественного творение мира. Ломоносов утверждает, что мир не мог родиться из ничего, поскольку это противоречит всем законам природы. Божественное творение мира – единственное исключения их всего того, что может наблюдать человек. Ломоносов был человеком своей эпохи и новое сознание – сознание будущего, основанного на достижениях научных, географических открытий, еще было далек.
6. Четвертый миф о Ломоносове и его жизненный путь
Четвертый же миф о Ломоносове рассказывает о том, каким глубоко религиозным был этот человек. Конечно, Ломоносов был человеком верующим, но его вера отличалась от веры современников.
Ломоносов развел в разные стороны мысль о Боге как идеи необходимой для душевного покоя человека и о Боге, как физическом воплощении мирового могущества, сверхъестественной силы, которая может быть измерена.
Ломоносов все свои убеждения строил на научных экспериментах. То, что можно было наблюдать в опыте и повторялось бесчисленное количество раз, было истиной. В одних и тех же условиях эксперимент должен был давать один и тот же результат. Но эксперимент с творением мира можно было произвести только лишь в своем воображении.
7. «Благословение М. Ломоносова»
В XVIII веке были популярными такие жанры как послания, оды, торжественные речи, письма. Это произведения были рассчитаны на влияния человека. Слово должно было привести к действию. Ломоносов очень часто использует в своем творчестве жанр оды. По истине, самым важным фрагментом из всего написанного Ломоносовым остается его благословение, которое адресовано будущим поколениям. Автор благословляет своих потомков на дерзание.
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
(Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года)
Благословение возымело свое действие и след. Поколение и ученых и писателей оправдали упования автора.
Идея Бога отделяется от физического мира. М. Ломоносов не был религиозном человеком в том смысле, в каком были религиозны его современники. Спор о Боге и материи, о происхождении мира и человека не потеряла своего значения.
8. «Действие и противодействие в «Оде из Иова»
М. Ломоносов в своей библиотеке имел 50 вариантов Библий на разных европейских языках. (Русский перевод Библии был осуществлен в 1880 году).
Когда М. Ломоносов переводил библейские тексты на современный русский язык, он пользовался разными переводами. Незадолго до того времени, когда жил и работал Ломоносов погасли последние костры инквизиции. Сожжение еретиков, судебные расправы над инакомыслием были достаточно далеко.
Рис. 5 (Источник)
На своей родине Ломоносов общался со старообрядцами, знал и помнил все те страшные события. Ломоносов хорошо знал историю о Протопопе Аввакуме, которой был сожжен в Пустозёрском остроге. Мысль о ереси, о преступлении против веры – это была живая мысль для эпохи Ломоносова. Отступление от веры каралось. Величайшим преступлением того времени было неверие. Любое сомнение влекло за собой жесточайшее наказание и делало человека отверженным. Ломоносов выбирает книгу Иова и Ветхого завета. Иову пришлось пережить множество несчастий и в результате, возмутившись теми ненастьями, которые посылает ему Всевышний, он бросает вызов Господу. Говорит о своем сомнении в вере. Ломоносов переводи те стихи, в которых Всевышний Иове. Современный перевод на русский язык части Ветхого завета звучит: «Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий провидение словами без смысла?»
В переводе Ломоносова:
«О ты, что в горести напрасно На бога ропщешь, человек, Внимай, коль в ревности ужасно Он к Иову из тучи рек! Сквозь дождь, сквозь вихрь, сквозь град блистая И гласом громы прерывая, Словами небо колебал И так его на распрю звал:
Сбери свои все силы ныне, Мужайся, стой и дай ответ. Где был ты, как я в стройном чине Прекрасный сей устроил свет; Когда я твердь земли поставил И сонм небесных сил прославил Величество и власть мою? Яви премудрость ты свою!»
Бог услышал слова Иовы и отвечает на это тем, что принимает вызов и упрекает человека в том, что в момент создания он не признал себя равным Богу. Всевышний может уничтожить человека, но это совершенно иначе выглядит у Ломоносова. Бог и человек для него персонажи равные. Дистанции не существует. Бог отвечает на вызов тем, что признает право человека стать вровень с Богом и спорить на равных, он готов принять аргументы. Для Ломоносова той дистанции, которая существовала в сознании людей того времени уже не существует.
Но все же, Ломоносов оставался придворным. Он заботился и о своих личных нуждах. Он сознательно, будучи за границей, поставил себе цель ― стать отцом-родоначальником русской науки. Для человека классицистических убеждений ― это высшая цель. Вопреки всему Ломоносов всегда оставался самим собой, полагаясь на свои силы. Литературная работа была одной из частей общего плана строительства энциклопедической науки. Ломоносов еще ближе приблизился к моменту соединения церковнославянского, народного и славянского языков.
В мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской академии наук, а в апреле 1764 г. - почетным членом Болонской академии наук. Его кандидатуру готовили представить в Парижскую академию, но было уже поздно. 15 (4) апреля 1765 г. Ломоносов скончался от простуды у себя дома на Мойке. 19 (8) апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Рекомендованная литература
1. Макогоненко Г. П. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959.
2. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века.― М.:2000
3. История русской литературы XVIII века : учебник для вузов / Павел Александрович Орлов . – Москва : Высшая школа, 1991.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Narod.ru (Источник).
2. To-name.ru (Источник).
3. Литературный сайт Фолиант (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Проанализируйте основные темы и проблемы творчества М. Ломоносова.
2. Прочитайте и проанализируйте мифы о Ломоносове.
3. *Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Ломоносов – отец русской науки и литературы».