Литература
Тема 5: Шедевры русской литературы XIX векаУрок 3: А.С. Пушкин. «Медный всадник»
- Видео
- Тренажер
- Теория
Введение
Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.
Предлагаю поговорить о поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
Произведение и эпоха
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в первой половине XIX века. Устаревшие явления и предметы станут понятны, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.
Проблематика
В центре авторского внимания конфликт личности, отдельной человеческой судьбы и власти. С точки зрения Пушкина, это трагическое, неразрешимое противоречие. Также в поэме поднимается проблема бунта – как народного (его метафорой является вышедшая из берегов Нева), так и дворянского, который олицетворяет Евгений. Мы видим интерес автора к русской истории, размышления Пушкина о национальной судьбе. Нельзя не отметить глобальные конфликты: человека и природы, культуры и стихии.
Сюжет и композиция
Сюжет поэмы, на первый взгляд, прост: бедный чиновник во время наводнения теряет возлюбленную, сойдя с ума, оказывается вне социальной лестницы, скитается по городу год, а потом вступает в разговор со статуей Петра Первого. Но это кажущаяся простота. Если смотреть глубже, то можно понять, что главный герой, терзаемый тайной злобой, решается на бунт против основателя Петербурга и словно обвиняет его в своём несчастье. После этого герой погибает, а его хоронят на острове, напоминающем остров Голодай, где покоятся тела казнённых декабристов.
С точки зрения композиции очень важен повтор, практически дословный, описания памятника Петру Первому – «Медного всадника». В первой части мы видим статую, возвышающуюся над наводнением, и во второй части герой (уже безумный), как в дурном сне, снова оказывается рядом с ней – и памятник описывается теми же словами. Словно неведомая сила влечёт героя по заколдованному кругу к одному и тому же месту – где находится тот, кто «Россию поднял на дыбы».
Персонажи
В центре внимания бедный молодой чиновник Евгений. Потомок знатного обедневшего рода (здесь важно имя: «Евгений» значит «благородный»), герой тем не менее не вспоминает о славе предков, не вынашивает честолюбивых карьерных планов, а мечтает о спокойной семейной жизни. Наводнение рушит его планы, отбирает возлюбленную. Герой сходит с ума, бродит по городу, поддавшись смутным видениям, и в конце концов погибает.
Пётр Первый представлен в поэме двойственно: во вступлении это основатель города, великий реформатор, дерзновенный победитель природы. Во второй части поэмы – символ власти и могущества, запечатлённый в статуе: «истукан», «кумир на бронзовом коне», преследующий непокорного Евгения.
Отдельным персонажем можно считать Неву – водную стихию, символически олицетворяющую восставшую природу и разъярённую народную массу. Похожее описание «грабежа» и разбоя мы найдём потом в «Капитанской дочке» в картинах пугачёвского бунта.
Жанр
Перед нами поэма, лиро-эпическое произведение с сюжетом и прямыми авторскими размышлениями. Мы встречаем их, например, во вступлении. Важно пушкинское уточнение жанра: петербургская повесть. То есть произведение основано на реальном событии, которое произошло (и могло произойти!) в конкретном, уникальном пространстве.
Художественные приёмы
Проблематика поэмы поддерживается системой повторяющихся мотивов: вода, гнев, грабёж, бунт, кумир, истукан. Все эти образы, как вы увидите, имеют символический смысл.
Дополнительные материалы по тексту
Поэма, не напечатанная при жизни Пушкина из-за остроты поднятых проблем (в частности, о взаимоотношениях личности и власти), породила множество трактовок как критиками XIX столетия, так и учёными впоследствии. Предлагаем вам различные интерпретации произведения. Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Вот несколько ссылок на интересные лекции о поэме.
Лекция С. Фёдорова из цикла «Петербургские перекрёстки» (Интересный рассказ о поэме плюс экскурсия по Петербургу.)
Передача из цикла «Лекции по русской литературе» (канал «Культура»), лектор - Д. Бак (Поэма ставится в контекст размышлений Пушкина о русской истории, проводится сопоставление с «Борисом Годуновым».)
Дискуссионная передача «Игра в бисер» (Особое внимание обратите на реплики А. Ранчина.)
Лекция П. Спиваковского «Иллюзии "Медного всадника"» (Рассказ о важных деталях, укрытых от глаз.)
Увидеть, как атмосфера поэмы воссоздаётся в живописных образах, вы сможете, если откроете вкладку Отражение в искусстве.
Наши рекомендации
Если вам интересно, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, вступая в творческий диалог с Пушкиным, посмотрите раздел Сквозные темы. Если вам понравился «Медный всадник» и вы бы с удовольствием прочитали что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение.
Если хотите поразмышлять о проблемах, которые поднимает автор и которые волнуют человечество на протяжении веков, загляните в Вопросы для дискуссии.
Вспомнить о всех событиях, описанных в произведении, вы можете с помощью Краткого содержания, хотя объём текста совсем небольшой и мы, конечно, рекомендуем знакомиться с полным произведением. Послушать текст в прекрасном актёрском исполнении вы можете здесь.
Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!