Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 14: Тригонометрические функции углового аргумента
- Теория
Тема: Тригонометрические функции
Урок: Тригонометрические функции углового аргумента
1. Тема урока, введение
Мы изучали тригонометрические функции числового аргумента
Но аргументом
может быть и угол.
2. Возникновение тригонометрических функций: задача о дереве
Полезно вспомнить, откуда взялась необходимость введения новых терминов – синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
Задача.
a) Необходимо вычислить высоту дерева, не залезая на него.
Решение:
Рассмотрим
Наблюдатель из точки
может измерить длину катета
может измерить угол
может выставить уменьшенное дерево
известной высоты
(рис. 1).

Обозначим искомую высоту дерева
Рассмотрим
![]()
![]()
![]()
Отношение
зависит только от величины угла, и это отношение назвали тангенсом угла ![]()
![]()
Ответ: ![]()
b) Найти расстояние до недоступной вершины B.
Решение:
Обозначим искомое расстояние за
Это гипотенуза
В
обозначим гипотенузу
(рис. 1).
Из подобия
следует, что
![]()

Отношение
зависит только от величины угла
это отношение назвали косинусом угла ![]()
![]()
Ответ:![]()
Мы нашли высоту дерева и расстояние от наблюдателя до вершины дерева, не залезая на него. Но для этого потребовалось ввести некоторые величины, которые зависят только от величины угла и определяют его. Это тангенс и косинус этого угла.
3. Введение тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике
Вспомним, как вводятся все тригонометрические функции в прямоугольном треугольнике (рис. 2).

![]()
![]()
Из определения следует важное правило для нахождения неизвестных элементов ![]()
![]()
![]()
4. Связь между числовым и угловым аргументом
Ранее мы изучали тригонометрические функции числового аргумента. Покажем, что между числовым и угловым аргументом нет никакого противоречия.
Рассмотрим единичную окружность в координатной плоскости.
Зададим произвольное число
и получим единственную точку ![]()
Точка
имеет две координаты: ![]()
Координату
назвали косинусом числа
координату
синусом числа ![]()
![]()
(рис. 3).

![]()
Покажем связь между углом
и числовым аргументом
Угол
можно измерять в градусах и радианах. Мы будем измерять в радианах. Тогда действует формула:
![]()
![]()
![]()
Угол
выраженный в радианах, можно рассматривать как геометрическую интерпретацию числового аргумента ![]()
Рассмотрим
Они подобны как прямоугольные с одинаковым углом
(рис. 3).
![]()
![]()
![]()
Из подобия треугольников также следует, что
![]()
![]()
![]()
Рассмотрим еще одно подобие, из которого найдем, что касательная, проходящая через точку P, может называться линией тангенсов (рис. 4).

![]()
![]()
Из ![]()
![]()
Рассмотрим подобие
(рис. 5).

касательная к окружности в т.![]()
как прямоугольные, имеющие одинаковый угол
(Ð
Ð
равны как накрест лежащие при параллельных прямых).
![]()
Из ![]()
![]()
линия котангенсов.
5. Вывод, заключение
Мы рассмотрели тригонометрические функции углового аргумента. Вспомнили истоки появления новых терминов – синуса, косинуса, тангенса, котангенса, и рассмотрели связь между числовым и угловым аргументом.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 15.5, 15.6, 15.10.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).