Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 19: Функция y=sinx, её свойства, график и типовые задачи
- Теория
Введение
На прошлом уроке мы рассмотрели основные свойства функции
и сейчас используем их при решении задач.
Поведение функции y=sint на промежутке [-π/2; π/2]
Подробно рассмотрим поведение функции на промежутке
и отметим основные точки (рис. 1).

Теперь те же точки поместим в числовую окружность на отрезке
(рис. 2).

Отметим некоторые особенности функции
при ![]()
1) Монотонное возрастание функции от
до ![]()
2) Функция пробегает все свои возможные значения, ![]()
Решение типовых задач
Рассмотрим несколько задач, при решении которых очень важное значение имеет монотонность функции.
Задача 1.
a) Найти наибольшее значение функции
на отрезке ![]()
Решение:
Функция монотонно возрастает на указанном промежутке, значит, наибольшее значение принимает на правом конце отрезка,
(рис. 3).

b) Найти наименьшее значение функции
на отрезке ![]()
Решение:
Функция монотонно возрастает на указанном отрезке, значит, наименьшее значение принимает на его левом конце,
(рис. 3).
Ответ: a) 1; b) ![]()
Задача 2. Если аргумент меняется в заданных пределах, то найдите, в каких пределах меняется функция
. Найти наименьшее и наибольшее значение функции.
a) ![]()
Решение:
Функция
монотонно возрастает на отрезке
значит,
(рис. 4).

![]()
![]()
Ответ: ![]()
b) ![]()
Решение:
На заданном промежутке функция немонотонна (рис. 5).

На графике мы видим, что функция меняется в пределах ![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 3. Найти количество решений уравнения
на промежутке ![]()
Решение:
На заданном промежутке функция монотонна, значит, каждое свое значение она принимает при единственном значении аргумента (рис. 1). Поэтому уравнение на данном отрезке имеет единственное решение.
Монотонность функции на промежутке [-π/2; π/2]
Важнейшая особенность функции
на отрезке
монотонность функции. Поэтому и прямая и обратная задачи тут имеют одно решение.
1. Прямая задача – заданному значению аргумента соответствует единственное значение функции.
Например: ![]()
2. Обратная задача – заданное значение монотонной функции достигается только при одном значении аргумента.
Например: Если ![]()
Если ![]()
Если ![]()
Задача 4. Построить график функции ![]()
Решение:
Построим график функции
В силу периодичности достаточно будет рассмотреть график на участке ![]()
Для получения искомого графика кривую
необходимо сдвинуть на
вправо по оси x (рис. 6).

Вспомним общее правило: Кривая
получается сдвигом кривой
на
вправо по оси x.
Задача 5. Найти наибольшее и наименьшее значения функции
на отрезке ![]()
Решение (рис. 7).

![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задачи на преобразование графиков функций
Задача 6. Найти пределы изменения функции
на отрезке ![]()
Решение (рис. 8).

Ответ: ![]()
Задача 7. Найти все значения параметра, при каждом из которых уравнения имеют хотя бы одно решение.
a) ![]()
b)
Решение:
a) Решим задачу графическим способом.
Построим график функции
на участке
Для этого необходимо построить график функции
отобразить его симметрично относительно оси x и сдвинуть на 1 вверх по оси y (рис. 9).

![]()
Чтобы уравнение имело хотя бы одно решение, график должен пересекаться прямой
хотя бы в одной точке.
Ответ: ![]()
b) Построим график функции
(рис. 10).

![]()
Ответ: ![]()
Задача 8. Найти число решений уравнения ![]()
Решение:
Построим в одних координатных осях графики функций ![]()
График функции
парабола
, сдвинутая на
вправо по оси x (рис. 11).

На промежутке
возрастает, а
убывает. Значит, на этом промежутке есть только одно решение уравнения
.
На промежутке
убывает,
возрастает, значит, решение уравнения на этом промежутке также единственное. Всего уравнение имеет два решения.
Ответ: Два решения.
Задача 9. Решить уравнение ![]()
Решение:
Построим графики функций
(рис. 12).

На рисунке видно, что построенные графики функций имеют только одну общую точку с абсциссой ![]()
Ответ: ![]()
Вывод, заключение
Мы рассмотрели график функции
подробно изучили особенности ее поведения на промежутке
использовали особенности и свойства функции при решении задач, в том числе и задач с параметром.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред.
А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 16.10, 16.27 – 16.31, 16.42.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).