Математика
Тема 8: Числовые и тригонометрические функции. Профильный уровеньУрок 21: Функция y=cos t, её свойства, график и типовые задачи
- Теория
Тема: Тригонометрические функции
Урок: Функция y=cost, её свойства, график и типовые задачи
1. Тема урока, введение
На прошлом уроке мы построили график функции
, осуществив сдвиг кривой
на
влево, и рассмотрели свойства функции
Сейчас мы детализируем эти свойства и применим их к решению важнейших типовых задач.
2. Поведение и особенности функции y=cost на промежутке [0; π]
Рассмотрим поведение функции
и отметим важнейшие точки на промежутке ![]()
В координатной плоскости (рис. 1).

На числовой окружности (рис. 2).

Сформулируем основные особенности функции
при ![]()
1. Функция монотонно убывает от
до ![]()
2. Функция принимает все значения из отрезка ![]()
3. Каждое свое значение функция принимает при единственном значении аргумента (следует из монотонности функции).
3. Решение задач
Задача 1. Найти пределы изменения функции
на данном отрезке.
1) ![]()
Рис. 3.

На заданном отрезке функция монотонно убывает, значит, наименьшее значение принимает на правом конце.
![]()
![]()
Ответ:![]()
2) ![]()
Рис. 4.

Функция монотонно убывает.
Ответ: ![]()
3) ![]()
Рис. 5.

На данном промежутке функция немонотонна.
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Монотонность функции означает, что не только каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции, но и обратное – каждое значение функции достигается при единственном значении аргумента.
Например:
Если
единственное решение на промежутке
Если ![]()
Сколько решений имеет уравнение
на промежутке
Одно, также в силу монотонности.
Задача 2. Найти все значения параметра
при каждом из которых уравнение имеет хотя бы одно решение:
1) ![]()
2) ![]()
Решение:
1) Построим график функции
(рис. 6).

Уравнение
имеет хотя бы одно решение при ![]()
В данном случае множество значений параметра совпадает со множеством значений функции.
Ответ: ![]()
2) Решим другим способом, используя область значений функции ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 3. Решить уравнение ![]()
Решение:
Построим в одних координатных осях графики функций
(рис. 7).

Графики имеют только одну общую точку ![]()
Решим уравнение еще одним способом.
![]()
Ответ: ![]()
Задача 4. Найти число корней уравнения ![]()
Решение (рис. 8).

На промежутке
функция
монотонно возрастает, функция
монотонно убывает. Это значит, что на данном промежутке графики имеют только одну общую точку.
На промежутке
функция
убывает, функция
возрастает, значит, и на этом промежутке графики также имеют только одну общую точку.
Ответ: Два корня.
4. Вывод, заключение
Мы рассмотрели и детализировали свойства функции
и использовали их при решении задач. В дальнейшем рассмотренные свойства будут неоднократно использоваться.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 16.13, 16.33 – 16.35, 16.43.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).