Математика
Тема 10: Преобразование тригонометрических выражений. Профильный уровеньУрок 7: Формулы понижения степени
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Преобразование тригонометрических выражений
Урок: Формулы понижения степени
1. Введение. Вывод формулы понижения степени для синуса и косинуса
На уроке выводятся формулы понижения степени для синуса и косинуса из формул двойного аргумента, также выводятся формулы понижения степени для тангенса и котангенса с использованием формул понижения степени для синуса и косинуса. Решается несколько задач с использованием данных формул.
Дано:
Доказать:.
Доказательство:
1)
2)
Итак, степень понижается за счет удвоения аргумента:
2. Вывод формулы понижения степени для тангенса и котангенса
Получается,
3. Решение задач
1. Доказать:
Доказательство:
Анализ: ОДЗ не изменяется
2. Доказать:
Доказательство:
Анализ: кроме добавляется , что сужает ОДЗ.
4. Задачи на вычисление
3. Дано:
Найти:
Анализ условия: Угол задан однозначно, см. рис.1.
Рис. 1.
Указание: все функции половинного аргумента можно вычислять через косинус полного аргумента.
Решение:
1)
, то , т.е. угол второй четверти, где синус величина положительная.
Ответ: .
2)
Выше показали, что находится во второй четверти, где его косинус величина отрицательная.
Ответ:.
Проверка:
3)
Ответ:
4)
Ответ: .
4. Дано:
Найти:
Решение:
Ответ:
5. Итог урока
На уроке рассматривались формулы понижения степени и их использование при решении задач.
На следующем уроке будут рассмотрены формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.
Список рекомендованной литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. ЗвавичЛ.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.
8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983
Дополнительные веб-ресурсы
1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Интернет-портал exponenta.ru (Источник).
Сделай дома
№№ 21.20(а, б), 21.22(а), 21.23 (Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.)