Математика
Тема 10: Преобразование тригонометрических выражений. Профильный уровеньУрок 6: Формулы двойного аргумента
- Теория
Тема: Преобразование тригонометрических выражений
Урок: Формулы двойного аргумента
1. Введение. Вывод формул для синуса и косинуса двойного аргумента
На уроке выводятся формулы двойного аргумента синуса и косинуса из формул синуса и косинуса суммы аргументов и формула для тангенса двойного аргумента двумя способами, анализируется ее область допустимых значений. Решается несколько задач на упрощение, вычисление и решение уравнений с помощью формул двойного аргумента.
Доказать:
![]()
Доказательство:
![]()
при
имеем:
![]()
.
Аналогично доказывается формула косинуса двойного аргумента.
![]()
![]()
![]()
![]()
2. Вывод формулы для тангенса двойного аргумента
![]()
Доказательство (1-й способ):
![]()
При
получается
![]()
![]()
Вывод формулы вторым способом подчеркивает особенность формулы, то есть сужение ОДЗ.
Доказательство (2-й способ):

при
.
![]()
3. Анализ формулы
![]()
1) Область определения левой части
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Иллюстрация полученного множества допустимых значений приведена на рис.1.

Рис. 1.
2) Область определения правой части
![]()
![]()
Иллюстрация полученного множества приведена на рис.2.

Рис. 2.
Происходит сужение области определения – результат анализа формулы.
Пример на ОДЗ.
![]()
существует при ![]()
![]()
![]()
не существует при
так как не существует![]()
4. Формулы двойного аргумента для других углов
Применяя формулы двойного аргумента для угла
:
то
и формулы примут вид: ![]()
![]()

Аналогично, можно применить формулы для аргумента
.
sin4x = sin(2·2x) = 2sin2x·cos2x
![]()
![]()
5. Примеры применения формул
1. Вычислить:
1) 
2) ![]()
3) 
6. Решение задач
2. Дано:![]()
Найти: а)
б) ![]()
Решение:
а)
![]()
![]()
Учитывая, что
, то
![]()
Ответ: ![]()
б)
![]()
Ответ: ![]()
7. Задачи на упрощение
3. Упростить:
а)
б) ![]()
Решение:
а) 
Ответ:
.
б) ![]()
Ответ: ![]()
8. Решение уравнений
4. Решить уравнение:
![]()
Решение:
![]()
![]()
или ![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
9. Итог урока
На уроке рассматривались формулы двойного аргумента и их использование при решении задач.
На следующем уроке будут рассмотрены формулы понижения степени.
Список рекомендованной литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. ЗвавичЛ.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.
8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983
Дополнительные веб-ресурсы
1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Интернет-портал exponenta.ru (Источник).
Сделай дома
№№ 21.3(а, б), 21.4(а, б), 21.6(а) (Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.)