Математика
Тема 12: Производная. Профильный уровеньУрок 24: Типовые задачи на касательную
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Производная
Урок: Типовые задачи на касательную
1. Повторение основных понятий, связанных с темой «Уравнение касательной»
Уравнение касательной к графику функции в точке (см. рис. 1) имеет вид:
Рис. 1. Касательная к графику функции в точке .
Угол наклона касательной связан с производной следующим образом:
. Уравнение касательной полностью определяется значением абсциссы , поэтому все задачи на касательную, сложные или несложные, связаны с тем, чтобы найти точку . Одним из типов задач на касательную являются приближенные вычисления. В окрестности точки значение функции в точке и значение ординаты касательной в точке отличаются на малую величину. На этом была основана вся теория приближенных вычислений.
Существуют многочисленные задачи на применение касательной.
2. Задача 1
Найти площадь треугольника, образованного осями координат и касательной к кривой в точке . Проиллюстрировать решение на чертеже.
Решение.
Построим график функции . Найдем . Значит, в точке функция имеет минимум, в точке функция равна ,
. График функции изображен на рис.1.
Рис. 2. График функции .
Проведем в точке касательную, которая отсекает треугольник искомой площади (см. рис.3).
Рис. 3. Касательная к графику функции .
1. Найдем уравнение касательной.
Для этого найдем , . Тогда,
- уравнение касательной.
2. Определим треугольник, площадь которого нужно найти:
При , ; при , .
Итак, получился прямоугольный треугольник, у которого известны катеты (см. рис.4).
Рис. 4. Треугольник, образованный касательной и осями координат.
3. Найдем площадь треугольника: .
Ответ: .
Итак, одна из стандартных задач – найти площадь треугольника, образованного касательной и осями координат. Методика построения касательной – стандартная. Точка дана – это самый простой случай. Нужно просто было найти уравнение касательной, точки пересечения с осями, а потом – площадь треугольника.
3. Задача из практики подготовки к ЕГЭ
На рисунке изображен график функции (см. рис.4) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой . Найти значение производной в точке , то есть .
Решение.
Знаем, что . Найдем тангенс дополнительного угла (см. рис.4): .
Рис. 4. График функции .
Из рисунка видно, что , отсюда
.
Ответ: .
4. Вторая типовая задача
Функция определена на промежутке . На рисунке изображен график ее производной (см. рис.5). К графику функции провели все касательные, параллельные прямой . Найти наименьшую из абсцисс точек, в которых проведены эти касательные.
Решение.
Поскольку дан график производной функции, то в каждой точке известен тангенс угла наклона касательной. Все касательные параллельны прямой , в которой - угловой коэффициент.
Рис. 5. График производной функции .
Значит, . Проведем прямую , и найдем точку с наименьшей абсциссой.
Важно понимать, что на графике изображена не сама функция, а ее производная. Если дана производная, то известен тангенс угла наклона в каждой точке.
Ответ:
5. Итог урока
Итак, мы рассмотрели типовые задачи на касательную. Прежде всего нужно уметь строить саму касательную, понимать смысл всех параметров, которые входят в уравнение касательной. Решили несколько типовых задач, в которых либо дан график касательной, либо график производной. Ключи к этим задачам лежат в тех опорных фактах, которые были сформулированы и повторены в начале урока.
Список рекомендованной литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. ЗвавичЛ.И., Шляпочник Л.Я., Чинкина Алгебра и начала анализа. 8-11 кл.: Пособие для школ и классов с углубленным изучением математики (дидактические материалы).-М.: Дрофа, 2002.
8. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
9. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
10. Глейзер Г.И. История математики в школе. 9-10 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983
Дополнительные веб-ресурсы
1. Интернет-портал Mathematics.ru (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Интернет-портал Exponenta.ru (Источник).
Сделай дома
№606, 607 (Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.)