Математика
Тема 11: Степени и логарифмы. Профильный уровеньУрок 4: Степенные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Профильный уровень
- Теория
Степенные уравнения
Вернемся в начальную школу. Вспомните, как мы начинали учиться писать. Сначала писали прописи, учились работать с базовыми элементами: как писать буквы, как правильно их соединять в слоги и слова. А уже потом перешли к написанию предложений и длинных текстов. Такой путь можно проследить в любом деле, которое осваивает человек.
Плотник не сразу сделает деревянную мебель, сначала он должен научиться обрабатывать древесину. Программист сначала учит простейшие команды, синтаксис языка и только потом он сможет разрабатывать сайты и писать сложные программы.
Этот же путь, от базовых вещей к сложным задачам, можно проследить и в курсе алгебры. Сначала мы изучали основы: сложение с умножением, извлечение корня, преобразование тригонометрических выражений. А затем учились применять изученные базовые принципы и свойства для решения математических моделей реальных задач.
Глобально можно выделить две такие задачи. Первая – это исследование функций. Любой процесс можно с некоторой точностью описать функцией одной или нескольких переменных. Построив график функции, описав ее свойства, мы сможем исследовать и охарактеризовать этот процесс: быстро ли он проходит, от чего зависит и прочее.
Вторая глобальная задача – решение уравнений, неравенств и их систем. Вспомните: при решении различных практических задач мы чаще всего получаем математическую модель в виде уравнения, неравенства или их систем, которые нужно научиться решать.
Мы изучили свойства степеней и логарифмов, научились работать с графиками соответствующих функций. Теперь перейдем ко второй задаче: решению степенных, показательных и логарифмических уравнений, неравенств и их систем.
Начнем со степенных уравнений. Для их решения нам понадобится следующее утверждение: если
, то
для всех действительных
. Исключение – четные значения
. Для них, если
, то
или
.
Это легко увидеть, построив графики левой и правой частей равенства. Для всех показателей степени
, каждому значению функции
соответствует ровно один аргумент (см. рис. 1).

Рис. 1. Для всех показателей степени
, каждому значению функции
соответствует ровно один аргумент
Таким образом, если значения функции равны, то равны и аргументы. Исключение – четные значения
. По графику видим, что каждому значению функции соответствует два противоположных значения аргумента (см. рис. 2). И если значения функций равны, то их аргументы или равны, или противоположны.

Рис. 2. При четных
каждому значению функции соответствует два противоположных значения аргумента
Идея решения степенных уравнений: представить левую и правую части как степени с одинаковым показателем. И затем использовать указанное ранее свойство.
Задание 1. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Слева третья степень, представим правую часть как третью степень выражения:
![]()
Получаем:
![]()
Показатели равны, это нечетные числа. Поэтому можем сказать, что равны и основания:
![]()
Получили линейное уравнение:
![]()
![]()
Ответ:
.
Как видите, используя указанное свойство мы свели решение нашего уравнения к тому, которое мы уже умеет решать. В дальнейшем мы будем подробно останавливаться лишь на первой части решения – сведению уравнения к линейному, квадратному или любому другому, алгоритм решения которых вы уже знаете.
Задание 2. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Сразу отметим, что степень с отрицательным целым показателем определена только для ненулевого основания:
![]()
Т. е. ОДЗ:
. Слева – минус четвертая степень, сделаем справа такую же степень:
![]()
Тогда:
![]()
Степень четная, значит основания или равны, или противоположны:
![]()
Получили линейные уравнения, которые вы можете решить самостоятельно. Получаем ответ:
![]()
Оба решения входят в ОДЗ.
Ответ:
.
Задание 3. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Слева – седьмая степень, нужно представить число справа в виде седьмой степени. Подобрать целое число, которое при возведении в
степень даст
, не получится. Поэтому используем свойство степени:
![]()
Тогда:
![]()
Получим:
![]()
Степени равны и нечетные, поэтому:
![]()
![]()
Ответ:
.
Сформулируем общий алгоритм решения степенных уравнений:
1. указать ОДЗ уравнения, для отрицательных степеней – основание не равно
, для нецелых степеней – основание больше либо равно нулю;
2. представить уравнение в виде
, при необходимости использовать свойства степени;
3. записать следствие:
или
для четных значений
;
для всех остальных степеней;
4. решить полученное уравнение и сверить ответы с ОДЗ.
Простейшие показательные уравнения и неравенства
Мы рассмотрели степенные уравнения – уравнения, у которых неизвестная стояла в основании степени. Теперь рассмотрим уравнения, в которых неизвестная стоит в показателе степени – показательные уравнения. Идея их решения очень похожа на ту, что мы использовали при решении степенных уравнений. Нужно свести уравнение к виду:
![]()
Т. е. так, чтобы слева и справа были степени с одинаковым основанием.
Из того, что
следует, что
. Это следует из монотонности графика показательной функции: каждому значению функции соответствует ровно одно значение аргумента (см. рис. 3). Если значения функций равны, то равны и их аргументы.

Рис. 3. Графики функций
при
и
Задание 4. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Слева – основание
, сделаем справа такое же:
![]()
Тогда:
![]()
Из этого следует, что:
![]()
Получили линейное уравнение:
![]()
Ответ:
.
Задание 5. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Здесь видим в основании
и
. Это все целые степени тройки, поэтому удобно левую и правую части привести к основанию
. Применяя свойства степени, получаем:
![]()
![]()
Получаем уравнение:
![]()
Основание равны, значит, равны и степени:
![]()
Решая это линейное уравнение, получаем ответ:
![]()
Ответ:
.
Идея решения показательных неравенств очень похожа. Нужно привести неравенство к виду
; между частями может быть любой другой знак, все выводы будут аналогичными. Затем возможны два варианта.
Первый вариант – основание
. Тогда соответствующая показательная функция будет возрастающей (см. рис. 4). Значит, большему значению функции соответствует больший аргумент. И из
будет следовать, что
. Знак неравенства не поменялся.

Рис. 4. График функции
при
Второй вариант – основание
. Тогда соответствующая функция будет убывающей (см. рис. 5). Большему значению функции соответствует меньший аргумент. Значит, из
следует, что
. Знак неравенства изменился на противоположный.

Рис. 5. График функции
при
В обоих случая получаем неравенство, обычно линейное или квадратное, которое решаем стандартными методами. Если вы не помните методы решения неравенств, можете их повторить, посмотрев уроки Линейные неравенства. Системы и совокупности неравенств; Решение квадратных неравенств. Метод интервалов.
Задание 6. Решить неравенство:
![]()
Решение.
Приводим левую и правую часть к одинаковым основаниям. Слева – основание
. Справа из
можно сделать степень с любым основанием:
. Нужно
– делаем
:
![]()
Получаем:
![]()
Основания одинаковы и больше
. Значит, для показателей степени знак неравенства не поменяется:
![]()
Решая неравенство, получаем:
![]()
Ответ:
.
Задание 7. Решить неравенство:
![]()
Решение.
Неравенство выглядит громоздко, но оно не сложнее предыдущего. Действуем по алгоритму. Смотрим на основания степеней – это взаимообратные дроби. Чтобы сделать основания одинаковыми, запишем:
![]()
Тогда:
![]()
Получаем неравенство:
![]()
Основание уже одинаковые. Они больше или меньше
?
, значит,
будет меньше
. Поэтому записываем неравенство для показателей степени и меняем знак:
![]()
Получили квадратное неравенство. Решая его, получаем ответ:
![]()
Ответ:
.
Теперь рассмотрим несколько задач, где не так очевидно, как можно привести обе части к одинаковому основанию.
Задание 8. Решить неравенство:
![]()
Решение.
Чтобы представить число
в виде степени с основанием
, воспользуемся основным логарифмическим тождеством. Вспомним:
для любых положительных
и
. Тогда:
![]()
Получаем неравенство:
![]()
Основания равны и больше
. Значит:
![]()
Получаем ответ:
![]()
Ответ:
.
Задание 9. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Здесь в левой части стоит разность степенных выражений. Прежде чем решать по алгоритму, упростим левую часть, разложив ее на множители:
![]()
Получим уравнение:
![]()
Разделив обе части уравнения на
, получим:
![]()
, т. е.:
![]()
Ответ:
.
С решением еще одного показательного уравнения вы можете ознакомиться ниже.
Пример решения показательного уравнения
Задание. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Здесь мы видим разные основания:
и
, которые сложно будет свести к одному. Можно попробовать это сделать с помощью основного логарифмического тождества, но это долгий путь. Если не получается привести к одинаковым основаниям, то можно попробовать привести к одинаковым показателям степени – в этом случае тоже можно воспользоваться свойствами степени для упрощения выражений. Поступим следующим образом.
Для начала отметим, что
, следовательно:
![]()
Теперь можем разделить обе части уравнения на
и применить свойство степеней, поскольку степени
и
теперь одинаковые:
![]()
![]()
![]()
Теперь представим
в виде степени с основанием
:
![]()
В итоге:
![]()
![]()
![]()
Ответ:
.
Простейшие логарифмические уравнения и неравенства
Рассмотрим теперь решение логарифмических уравнений. Общая идея решения нам уже знакома – привести левую и правую части к логарифмам с одинаковым основанием:
![]()
Как и показательная, логарифмическая функция также имеет лишь один аргумент для каждого значения функции (см. рис. 6).

Рис. 6. Графики функций
при
и ![]()
Из равенства логарифмов будет следовать равенство подлогарифмических выражений:
![]()
Итак, наша задача: привести левую и правую части уравнения к логарифмам с одинаковым основанием, используя различные свойства логарифмов. Все так же, как и в показательных уравнениях. Единственное, что нужно учесть ОДЗ: подлогарифмическое выражение всегда больше 0 (ОДЗ:
).
Задание 10. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Для начала выпишем ОДЗ:
. Переходим к решению. Основания логарифмов равны, можем приравнять выражения под логарифмами:
![]()
Корни данного квадратного уравнения:
![]()
Выполним проверку:
:
![]()
![]()
Неравенства верны.
:
![]()
![]()
Неравенства верны.
Оба корня входят в ОДЗ.
Ответ:
.
Задание 11. Решить уравнение:
![]()
Решение.
ОДЗ:
![]()
Чтобы привести левую часть к логарифму с основанием
, воспользуемся одним из свойств логарифма:
для любого значения
.
Таким образом:
![]()
Получаем уравнение:
![]()
Основания логарифмов равны, значит:
![]()
Решая уравнение, получаем
. Корень входит в ОДЗ:
![]()
Ответ:
.
Это же уравнение можно было решить и с помощью определения логарифма. Подробнее об этом – ниже.
Еще один способ решения уравнения
Посмотрим на уравнение
. По определению, логарифм – это степень, в которую нужно возвести основание логарифма, чтобы получить то, что под логарифмом. Т. е.,
нужно возвести в
степень, чтобы получить
:
![]()
Мы получили такое же уравнение, корнем которого также будет
. Это вполне естественно – решая разными способами, мы получили такой же ответ. Возможно, кому-то этот способ покажется более простым. Что ж, можете его использовать. Но обратите внимание, что он не такой универсальный. Он подойдет только в случае, если в одной из частей уравнения стоит число.
Задание 12. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Записываем ОДЗ:
![]()
![]()
![]()
Теперь нужно привести обе части уравнения к одинаковому основанию. По слагаемым понятно, что это будет основание
. По свойству логарифмов:
![]()
![]()
Получаем уравнение:
![]()
Основание логарифмов равны, значит, можем записать:
![]()
Получили квадратное уравнение. Попробуйте решить его самостоятельно. Его корни:
![]()
Проверяем ОДЗ:
:
![]()
![]()
![]()
Неравенства верны.
:
![]()
![]()
![]()
Первое и второе неравенства неверны.
Получаем ответ:
![]()
Ответ:
.
С решением еще одного логарифмического уравнения вы можете ознакомиться в ответвлении.
Пример решения логарифмического уравнения
Задание. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Сразу записываем ОДЗ:
![]()
Вспомним, что:
![]()
Чтобы удобнее было приводить к одинаковому основанию, так и запишем:
![]()
Слева и справа основания разные. Что делать? Вспомним свойство логарифма для положительных
и
:
![]()
Поскольку
, то:
![]()
Теперь внесем коэффициент перед логарифмом, используя свойство:
![]()
![]()
Получили уравнение:
![]()
Основания равны, значит:
![]()
По свойству степени:
![]()
Получили квадратное уравнение:
![]()
Его корни:
,
.
Проверяем:
:
![]()
![]()
Неравенства неверны.
:
![]()
![]()
Неравенства верны.
Получаем ответ:
![]()
Ответ:
.
Наконец, рассмотрим простейшие логарифмические неравенства. Идея та же: привести к одинаковому основанию. Далее, как и в показательных неравенствах, смотрим на основание.
Если
, то записываем неравенство уже без логарифмов и знак не меняем:
![]()
Если
, то знак меняем на противоположный:
![]()
Также на забываем учесть ОДЗ:
.
Задание 13. Решить неравенство:
![]()
Решение.
ОДЗ:
![]()
Левую часть неравенства нужно представить, как логарифм с основанием
. По свойству логарифмов:
![]()
Тогда:
![]()
Основания логарифмов одинаковые и больше 1. Можем записать неравенство для подлогарифмических выражений, не меняя знак:
![]()
С учетом ОДЗ получаем систему неравенств:
![]()
Получаем ответ:
![]()
Ответ:
.
Метод замены в показательных и логарифмических уравнениях и неравенствах
Мы разобрали простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства. В них мы всегда могли свести левую и правую части к одинаковым основаниям. Сейчас мы разберем несколько задач, которые можно свести к этим самым простейшим уравнениям и неравенствам.
Метод, который нам понадобится, мы уже использовали при решении рациональных и тригонометрических уравнений – это метод замены. Нужно увидеть одинаковые блоки выражений в условии и заменить их новой переменной (Практика. Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений. Практика. Тригонометрические уравнения и неравенства. Базовый уровень).
Задание 14. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Укажем ОДЗ:
![]()
Обратите внимание, что в первом слагаемом логарифм в квадрате. Поэтому использовать свойства логарифмов с одинаковым основанием не получится. Но у нас есть повторяющийся элемент:
. Введем замену:
![]()
Тогда:
![]()
Получаем уравнение:
![]()
Получили квадратное уравнение. Его корни:

Не забываем выполнить обратную замену:

Теперь у нас два простейших уравнения. Итак, в первом уравнении:
![]()
![]()
Во втором:
![]()
![]()
Значение
можно вычислить:
![]()
Оба корня входят в ОДЗ.
Ответ:
.
В некоторых уравнениях замена не сразу очевидна. Сначала нужно преобразовать уравнение, чтобы ее увидеть.
Задание 15. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Тут у нас два слагаемых с неизвестными. Давайте сначала приведем их к одинаковому основанию:
![]()
Значит:
![]()
![]()
Чтобы увидеть замену, воспользуемся свойствами степени:
![]()
![]()
Теперь видно, какую замену нужно сделать:
![]()
Тогда:
![]()
![]()
Получаем квадратное уравнение:
![]()
Решая его, получаем:
![]()
Делаем обратную замену:
![]()
В первом уравнении:
![]()
![]()
Второе уравнение не имеет решений, поскольку показательные выражение могут быть только положительными.
Ответ:
.
Еще раз обратим внимание, как мы преобразовали выражение
:
![]()
Такой прием достаточно распространен в показательных уравнениях, поэтому можете запомнить его.
С помощью замены можно решать и неравенства.
Задание 16. Решить неравенство:
![]()
Решение.
Чтобы увидеть замену, преобразуем
, используя свойства степеней:
![]()
Теперь видно замену:
![]()
Тогда:
![]()
Получаем неравенство:
![]()
Получили дробно-рациональное неравенство. Вы уже знаете, как решать такие неравенства. Попробуйте решить его самостоятельно, свериться можно ниже.
Решение дробно-рационального неравенства
Задание. Решить неравенство:
![]()
Решение.
Решим неравенство методом интервалов. Для этого перенесем все слагаемые в одну сторону:
![]()
И решим соответствующее уравнение:
![]()
ОДЗ:
![]()
Умножаем обе части равенства на
:
![]()
По теореме Виета корни уравнения:
![]()
Расставляем особые точки ОДЗ и корни на оси (см. рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к заданию
Методом пробной точки определяем знаки на интервалах (см. рис. 2):
:
![]()
Знак
.
:
![]()
Знак
.
:
![]()
Знак
.
:
![]()
Знак
.

Рис. 2. Иллюстрация к заданию
Выбираем интервалы со знаком
:
![]()
Ответ:
.
Решив неравенство, получаем:
![]()
Делаем обратную замену:
![]()
Решим каждом по отдельности:
выполняется автоматически (вспомните почему). Тогда первое неравенство превращается в
. Решаем его:
![]()
![]()
Второе неравенство:
![]()
![]()
![]()
Получаем:
![]()
Ответ:
.
Показательные уравнения повышенной сложности
Давайте рассмотрим более сложные примеры показательных уравнений.
Задание 17. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Мы видим похожие выражение, но основания их – обратные дроби. Значит, можем записать:
![]()
Тогда можем применить прием, о котором мы говорили ранее:

Можем сделать замену:
![]()
Тогда:
![]()
Получаем уравнение:
![]()
![]()
ОДЗ:
![]()
Умножаем обе части на
:
![]()
Решая это уравнение, получаем единственный корень
. Делаем обратную замену:
![]()
Хоть у нас в показателе и стоит синус, принцип неизменный: приводим обе части уравнения к одному основанию:
![]()
Основания равны, следовательно
. Как видите, вся сложность состоит лишь в том, что в итоге мы получили не линейное или квадратное уравнение, а тригонометрическое. Но и их мы уже умеем решать:
![]()
![]()
![]()
Ответ:
.
Есть еще один тип показательных уравнений, которые решаются заменой. Это однородные уравнения. С подобным типом мы уже сталкивались ранее, например, в тригонометрии. Показательные однородные уравнения похожи на них: у них также должна быть одинаковая степень у всех слагаемых, а в правой части – стоять ноль.
Задание 18. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Для начала, как и во всех показательных уравнениях, попробуем привести степени к одинаковым основаниям, разложив имеющиеся основания на простые множители:
![]()
![]()
![]()
Получаем:
![]()
Видим, что это однородное уравнение: у слагаемых степени одинаковы:
, справа в уравнении стоит
. Идея решения похожа у всех однородных уравнений: делим на
. Это выражение не равно нулю, имеем право делить. Получим:
![]()
Или, применив свойства степеней:
![]()
Теперь уже можем сделать замену:
![]()
Тогда:
![]()
Получаем квадратное уравнение:
![]()
Его корни:
![]()
Делаем обратную замену:

Первое уравнение не имеет решений, второй уравнение имеет корень
.
Ответ:
.
Логарифмические уравнения и неравенства повышенной сложности
Последнее, на что мы обратим наше внимание на сегодняшнем уроке, это более сложные логарифмические уравнения и неравенства.
Задание 19. Решить уравнение:
![]()
Решение.
Вся сложность заключается лишь в том, что неизвестная стоит в основании логарифма, с этим мы еще не сталкивались. Но ничего страшного, действуем по обычному алгоритму.
Первое – указываем ОДЗ. Основание логарифма больше нуля и не равно
. Т. е. ОДЗ:
. Приводим левую и правую части к одинаковому основанию. По свойству логарифма:
![]()
Получаем:
![]()
Основания равны, значит:
![]()
Получили квадратное уравнение, корни которого
и
. Второй корень не входит в ОДЗ. Получаем ответ:
.
Ответ:
.
В неравенстве также может встретиться переменная в основании логарифма. Алгоритм решения при этом никак не изменится, но будет одно отличие – мы не будем знать, основание больше или меньше 1. А это, напомним, влияет на смену знака неравенства. Поэтому нужно будет рассмотреть два случая: когда основание больше и когда меньше 1. С примером решения подобного неравенства вы можете ознакомиться в ответвлении.
Неравенство с неизвестной в основании логарифма
Задание. Решить неравенство:
![]()
Решение.
Для начал выпишем ОДЗ. Под логарифмом – положительная величина:
![]()
В основании логарифма – положительная величина не равная единице:
![]()
Переходим к решению. Представим левую часть неравенства в виде логарифма с основанием
:
![]()
Получим:
![]()
Основание одинаковы. Но мы не знаем, больше они
или меньше. Рассматриваем 2 случая:
1. при
знак неравенства не изменится:
![]()
Решая неравенство, получим:
![]()
Но в рассматриваемом случае
, следовательно, останутся только значения
(см. рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к заданию
2. при
знак неравенства изменится противоположный:
![]()
Решая неравенство, получим:
![]()
Это соответствует нашему случаю, значит, все решения подойдут (см. рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к заданию
В итоге получаем (см. рис. 3):
![]()

Рис. 3. Иллюстрация к заданию
Осталось учесть ОДЗ:
. Изобразим эти условие на оси и найдем пересечение ОДЗ с областью полученных решений (см. рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к заданию
Получаем ответ:
.
В конце урока разберем еще одно логарифмическое неравенство. Алгоритм его решения абсолютно такой же, как и в более простом примере, разобранном ранее: указываем ОДЗ, приводим к одному основанию и решаем полученную систему неравенств. Сложность данного примера будет заключаться лишь в количестве полученных неравенств в системе. Поэтому мы посмотрим, как их количество можно уменьшить и упростить решение.
Задание 20. Решить неравенство:
![]()
Решение.
ОДЗ:
![]()
![]()
![]()
Приведем обе части к одному основанию. По свойству логарифмов:
![]()
Получаем неравенство:
![]()
Основание логарифмов равны и меньше
. Записываем неравенство для подлогарифмических выражений и меняем знак неравенства:
![]()
С учетом ОДЗ получаем систему неравенств:

Осталось решить эту систему. Можно решать каждое по отдельности. А можно и облегчить себе задачу:
,
, значит, их произведение также положительное. А из первого неравенства мы знаем, что
больше либо равно этому произведению. Значит, оно тоже точно положительно. Получается, второе неравенство автоматически выполняется, если верны 1, 3 и 4 неравенства. Значит, можем его не рассматривать. Остается система из трех неравенств:

Их уже придется решать. Попробуйте сделать это самостоятельно, проверить себя можно ниже.
Решение системы неравенств
Задание. Решить систему неравенств:

Решение.
Решим первое неравенство:
![]()
Раскроем скобки и перенесем все слагаемые в левую сторону
![]()
![]()
Разделим на
:
![]()
Решим полученное неравенство методом интервалов:
![]()
По теореме Виета:
![]()
Расставим точки на оси (см. рис. 1).
![]()
Рис. 1. Иллюстрация к заданию
Это квадратичный многочлен с положительным коэффициентом при
, значит, знаки на интервалах будут
(см. рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к заданию
Выберем нужные интервалы (см. рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация к заданию
На этой же оси отметим решения двух остальных неравенств (см. рис. 4):
, значит:
![]()
, значит:
![]()

Рис. 4. Иллюстрация к заданию
Видим, что пересечений у всех трех решений нет. Значит, система не имеет решений.
Ответ:
.
Список рекомендованной литературы.
- Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10-11класс. Учебник. – АО «Издательство “Просвещение”».
- Мордкович А. Г., Семенов П. В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10-11класс. Учебник. – ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА», 2019.
- Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н.Н. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10 класс. Учебник. – АО «Издательство “Просвещение”»
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.
Рекомендованное домашнее задание.
- Решить уравнения: а)
; б) 
- Решить уравнения: а)
; б) 
- Решить неравенства: а)
; б) 