Математика
Тема 11: Степени и логарифмы. Профильный уровеньУрок 4: Степенные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Профильный уровень
- Видео
- Тренажер
- Теория
Степенные уравнения
Вернемся в начальную школу. Вспомните, как мы начинали учиться писать. Сначала писали прописи, учились работать с базовыми элементами: как писать буквы, как правильно их соединять в слоги и слова. А уже потом перешли к написанию предложений и длинных текстов. Такой путь можно проследить в любом деле, которое осваивает человек.
Плотник не сразу сделает деревянную мебель, сначала он должен научиться обрабатывать древесину. Программист сначала учит простейшие команды, синтаксис языка и только потом он сможет разрабатывать сайты и писать сложные программы.
Этот же путь, от базовых вещей к сложным задачам, можно проследить и в курсе алгебры. Сначала мы изучали основы: сложение с умножением, извлечение корня, преобразование тригонометрических выражений. А затем учились применять изученные базовые принципы и свойства для решения математических моделей реальных задач.
Глобально можно выделить две такие задачи. Первая – это исследование функций. Любой процесс можно с некоторой точностью описать функцией одной или нескольких переменных. Построив график функции, описав ее свойства, мы сможем исследовать и охарактеризовать этот процесс: быстро ли он проходит, от чего зависит и прочее.
Вторая глобальная задача – решение уравнений, неравенств и их систем. Вспомните: при решении различных практических задач мы чаще всего получаем математическую модель в виде уравнения, неравенства или их систем, которые нужно научиться решать.
Мы изучили свойства степеней и логарифмов, научились работать с графиками соответствующих функций. Теперь перейдем ко второй задаче: решению степенных, показательных и логарифмических уравнений, неравенств и их систем.
Начнем со степенных уравнений. Для их решения нам понадобится следующее утверждение: если , то для всех действительных . Исключение – четные значения . Для них, если , то или .
Это легко увидеть, построив графики левой и правой частей равенства. Для всех показателей степени , каждому значению функции соответствует ровно один аргумент (см. рис. 1).
Рис. 1. Для всех показателей степени , каждому значению функции соответствует ровно один аргумент
Таким образом, если значения функции равны, то равны и аргументы. Исключение – четные значения . По графику видим, что каждому значению функции соответствует два противоположных значения аргумента (см. рис. 2). И если значения функций равны, то их аргументы или равны, или противоположны.
Рис. 2. При четных каждому значению функции соответствует два противоположных значения аргумента
Идея решения степенных уравнений: представить левую и правую части как степени с одинаковым показателем. И затем использовать указанное ранее свойство.
Задание 1. Решить уравнение:
Решение.
Слева третья степень, представим правую часть как третью степень выражения:
Получаем:
Показатели равны, это нечетные числа. Поэтому можем сказать, что равны и основания:
Получили линейное уравнение:
Ответ: .
Как видите, используя указанное свойство мы свели решение нашего уравнения к тому, которое мы уже умеет решать. В дальнейшем мы будем подробно останавливаться лишь на первой части решения – сведению уравнения к линейному, квадратному или любому другому, алгоритм решения которых вы уже знаете.
Задание 2. Решить уравнение:
Решение.
Сразу отметим, что степень с отрицательным целым показателем определена только для ненулевого основания:
Т. е. ОДЗ: . Слева – минус четвертая степень, сделаем справа такую же степень:
Тогда:
Степень четная, значит основания или равны, или противоположны:
Получили линейные уравнения, которые вы можете решить самостоятельно. Получаем ответ:
Оба решения входят в ОДЗ.
Ответ: .
Задание 3. Решить уравнение:
Решение.
Слева – седьмая степень, нужно представить число справа в виде седьмой степени. Подобрать целое число, которое при возведении в степень даст , не получится. Поэтому используем свойство степени:
Тогда:
Получим:
Степени равны и нечетные, поэтому:
Ответ: .
Сформулируем общий алгоритм решения степенных уравнений:
1. указать ОДЗ уравнения, для отрицательных степеней – основание не равно , для нецелых степеней – основание больше либо равно нулю;
2. представить уравнение в виде , при необходимости использовать свойства степени;
3. записать следствие:
или для четных значений ;
для всех остальных степеней;
4. решить полученное уравнение и сверить ответы с ОДЗ.
Простейшие показательные уравнения и неравенства
Мы рассмотрели степенные уравнения – уравнения, у которых неизвестная стояла в основании степени. Теперь рассмотрим уравнения, в которых неизвестная стоит в показателе степени – показательные уравнения. Идея их решения очень похожа на ту, что мы использовали при решении степенных уравнений. Нужно свести уравнение к виду:
Т. е. так, чтобы слева и справа были степени с одинаковым основанием.
Из того, что следует, что . Это следует из монотонности графика показательной функции: каждому значению функции соответствует ровно одно значение аргумента (см. рис. 3). Если значения функций равны, то равны и их аргументы.
Рис. 3. Графики функций при и
Задание 4. Решить уравнение:
Решение.
Слева – основание , сделаем справа такое же:
Тогда:
Из этого следует, что:
Получили линейное уравнение:
Ответ: .
Задание 5. Решить уравнение:
Решение.
Здесь видим в основании и . Это все целые степени тройки, поэтому удобно левую и правую части привести к основанию . Применяя свойства степени, получаем:
Получаем уравнение:
Основание равны, значит, равны и степени:
Решая это линейное уравнение, получаем ответ:
Ответ: .
Идея решения показательных неравенств очень похожа. Нужно привести неравенство к виду ; между частями может быть любой другой знак, все выводы будут аналогичными. Затем возможны два варианта.
Первый вариант – основание . Тогда соответствующая показательная функция будет возрастающей (см. рис. 4). Значит, большему значению функции соответствует больший аргумент. И из будет следовать, что . Знак неравенства не поменялся.
Рис. 4. График функции при
Второй вариант – основание . Тогда соответствующая функция будет убывающей (см. рис. 5). Большему значению функции соответствует меньший аргумент. Значит, из следует, что . Знак неравенства изменился на противоположный.
Рис. 5. График функции при
В обоих случая получаем неравенство, обычно линейное или квадратное, которое решаем стандартными методами. Если вы не помните методы решения неравенств, можете их повторить, посмотрев уроки Линейные неравенства. Системы и совокупности неравенств; Решение квадратных неравенств. Метод интервалов.
Задание 6. Решить неравенство:
Решение.
Приводим левую и правую часть к одинаковым основаниям. Слева – основание . Справа из можно сделать степень с любым основанием: . Нужно – делаем :
Получаем:
Основания одинаковы и больше . Значит, для показателей степени знак неравенства не поменяется:
Решая неравенство, получаем:
Ответ: .
Задание 7. Решить неравенство:
Решение.
Неравенство выглядит громоздко, но оно не сложнее предыдущего. Действуем по алгоритму. Смотрим на основания степеней – это взаимообратные дроби. Чтобы сделать основания одинаковыми, запишем:
Тогда:
Получаем неравенство:
Основание уже одинаковые. Они больше или меньше ? , значит, будет меньше . Поэтому записываем неравенство для показателей степени и меняем знак:
Получили квадратное неравенство. Решая его, получаем ответ:
Ответ:.
Теперь рассмотрим несколько задач, где не так очевидно, как можно привести обе части к одинаковому основанию.
Задание 8. Решить неравенство:
Решение.
Чтобы представить число в виде степени с основанием , воспользуемся основным логарифмическим тождеством. Вспомним: для любых положительных и . Тогда:
Получаем неравенство:
Основания равны и больше . Значит:
Получаем ответ:
Ответ: .
Задание 9. Решить уравнение:
Решение.
Здесь в левой части стоит разность степенных выражений. Прежде чем решать по алгоритму, упростим левую часть, разложив ее на множители:
Получим уравнение:
Разделив обе части уравнения на , получим:
, т. е.:
Ответ: .
С решением еще одного показательного уравнения вы можете ознакомиться ниже.
Пример решения показательного уравнения
Задание. Решить уравнение:
Решение.
Здесь мы видим разные основания: и , которые сложно будет свести к одному. Можно попробовать это сделать с помощью основного логарифмического тождества, но это долгий путь. Если не получается привести к одинаковым основаниям, то можно попробовать привести к одинаковым показателям степени – в этом случае тоже можно воспользоваться свойствами степени для упрощения выражений. Поступим следующим образом.
Для начала отметим, что , следовательно:
Теперь можем разделить обе части уравнения на и применить свойство степеней, поскольку степени и теперь одинаковые:
Теперь представим в виде степени с основанием :
В итоге:
Ответ: .
Простейшие логарифмические уравнения и неравенства
Рассмотрим теперь решение логарифмических уравнений. Общая идея решения нам уже знакома – привести левую и правую части к логарифмам с одинаковым основанием:
Как и показательная, логарифмическая функция также имеет лишь один аргумент для каждого значения функции (см. рис. 6).
Рис. 6. Графики функций при и
Из равенства логарифмов будет следовать равенство подлогарифмических выражений:
Итак, наша задача: привести левую и правую части уравнения к логарифмам с одинаковым основанием, используя различные свойства логарифмов. Все так же, как и в показательных уравнениях. Единственное, что нужно учесть ОДЗ: подлогарифмическое выражение всегда больше 0 (ОДЗ: ).
Задание 10. Решить уравнение:
Решение.
Для начала выпишем ОДЗ: . Переходим к решению. Основания логарифмов равны, можем приравнять выражения под логарифмами:
Корни данного квадратного уравнения:
Выполним проверку:
:
Неравенства верны.
:
Неравенства верны.
Оба корня входят в ОДЗ.
Ответ: .
Задание 11. Решить уравнение:
Решение.
ОДЗ:
Чтобы привести левую часть к логарифму с основанием , воспользуемся одним из свойств логарифма: для любого значения .
Таким образом:
Получаем уравнение:
Основания логарифмов равны, значит:
Решая уравнение, получаем . Корень входит в ОДЗ:
Ответ: .
Это же уравнение можно было решить и с помощью определения логарифма. Подробнее об этом – ниже.
Еще один способ решения уравнения
Посмотрим на уравнение . По определению, логарифм – это степень, в которую нужно возвести основание логарифма, чтобы получить то, что под логарифмом. Т. е., нужно возвести в степень, чтобы получить :
Мы получили такое же уравнение, корнем которого также будет . Это вполне естественно – решая разными способами, мы получили такой же ответ. Возможно, кому-то этот способ покажется более простым. Что ж, можете его использовать. Но обратите внимание, что он не такой универсальный. Он подойдет только в случае, если в одной из частей уравнения стоит число.
Задание 12. Решить уравнение:
Решение.
Записываем ОДЗ:
Теперь нужно привести обе части уравнения к одинаковому основанию. По слагаемым понятно, что это будет основание . По свойству логарифмов:
Получаем уравнение:
Основание логарифмов равны, значит, можем записать:
Получили квадратное уравнение. Попробуйте решить его самостоятельно. Его корни:
Проверяем ОДЗ:
:
Неравенства верны.
:
Первое и второе неравенства неверны.
Получаем ответ:
Ответ: .
С решением еще одного логарифмического уравнения вы можете ознакомиться в ответвлении.
Пример решения логарифмического уравнения
Задание. Решить уравнение:
Решение.
Сразу записываем ОДЗ:
Вспомним, что:
Чтобы удобнее было приводить к одинаковому основанию, так и запишем:
Слева и справа основания разные. Что делать? Вспомним свойство логарифма для положительных и :
Поскольку , то:
Теперь внесем коэффициент перед логарифмом, используя свойство:
Получили уравнение:
Основания равны, значит:
По свойству степени:
Получили квадратное уравнение:
Его корни: , .
Проверяем:
:
Неравенства неверны.
:
Неравенства верны.
Получаем ответ:
Ответ: .
Наконец, рассмотрим простейшие логарифмические неравенства. Идея та же: привести к одинаковому основанию. Далее, как и в показательных неравенствах, смотрим на основание.
Если , то записываем неравенство уже без логарифмов и знак не меняем:
Если , то знак меняем на противоположный:
Также на забываем учесть ОДЗ: .
Задание 13. Решить неравенство:
Решение.
ОДЗ:
Левую часть неравенства нужно представить, как логарифм с основанием . По свойству логарифмов:
Тогда:
Основания логарифмов одинаковые и больше 1. Можем записать неравенство для подлогарифмических выражений, не меняя знак:
С учетом ОДЗ получаем систему неравенств:
Получаем ответ:
Ответ: .
Метод замены в показательных и логарифмических уравнениях и неравенствах
Мы разобрали простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства. В них мы всегда могли свести левую и правую части к одинаковым основаниям. Сейчас мы разберем несколько задач, которые можно свести к этим самым простейшим уравнениям и неравенствам.
Метод, который нам понадобится, мы уже использовали при решении рациональных и тригонометрических уравнений – это метод замены. Нужно увидеть одинаковые блоки выражений в условии и заменить их новой переменной (Практика. Решение квадратных и дробно-рациональных уравнений. Практика. Тригонометрические уравнения и неравенства. Базовый уровень).
Задание 14. Решить уравнение:
Решение.
Укажем ОДЗ:
Обратите внимание, что в первом слагаемом логарифм в квадрате. Поэтому использовать свойства логарифмов с одинаковым основанием не получится. Но у нас есть повторяющийся элемент: . Введем замену:
Тогда:
Получаем уравнение:
Получили квадратное уравнение. Его корни:
Не забываем выполнить обратную замену:
Теперь у нас два простейших уравнения. Итак, в первом уравнении:
Во втором:
Значение можно вычислить:
Оба корня входят в ОДЗ.
Ответ: .
В некоторых уравнениях замена не сразу очевидна. Сначала нужно преобразовать уравнение, чтобы ее увидеть.
Задание 15. Решить уравнение:
Решение.
Тут у нас два слагаемых с неизвестными. Давайте сначала приведем их к одинаковому основанию:
Значит:
Чтобы увидеть замену, воспользуемся свойствами степени:
Теперь видно, какую замену нужно сделать:
Тогда:
Получаем квадратное уравнение:
Решая его, получаем:
Делаем обратную замену:
В первом уравнении:
Второе уравнение не имеет решений, поскольку показательные выражение могут быть только положительными.
Ответ: .
Еще раз обратим внимание, как мы преобразовали выражение :
Такой прием достаточно распространен в показательных уравнениях, поэтому можете запомнить его.
С помощью замены можно решать и неравенства.
Задание 16. Решить неравенство:
Решение.
Чтобы увидеть замену, преобразуем , используя свойства степеней:
Теперь видно замену:
Тогда:
Получаем неравенство:
Получили дробно-рациональное неравенство. Вы уже знаете, как решать такие неравенства. Попробуйте решить его самостоятельно, свериться можно ниже.
Решение дробно-рационального неравенства
Задание. Решить неравенство:
Решение.
Решим неравенство методом интервалов. Для этого перенесем все слагаемые в одну сторону:
И решим соответствующее уравнение:
ОДЗ:
Умножаем обе части равенства на :
По теореме Виета корни уравнения:
Расставляем особые точки ОДЗ и корни на оси (см. рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация к заданию
Методом пробной точки определяем знаки на интервалах (см. рис. 2):
:
Знак .
:
Знак .
:
Знак .
:
Знак .
Рис. 2. Иллюстрация к заданию
Выбираем интервалы со знаком :
Ответ: .
Решив неравенство, получаем:
Делаем обратную замену:
Решим каждом по отдельности:
выполняется автоматически (вспомните почему). Тогда первое неравенство превращается в . Решаем его:
Второе неравенство:
Получаем:
Ответ: .
Показательные уравнения повышенной сложности
Давайте рассмотрим более сложные примеры показательных уравнений.
Задание 17. Решить уравнение:
Решение.
Мы видим похожие выражение, но основания их – обратные дроби. Значит, можем записать:
Тогда можем применить прием, о котором мы говорили ранее:
Можем сделать замену:
Тогда:
Получаем уравнение:
ОДЗ:
Умножаем обе части на :
Решая это уравнение, получаем единственный корень . Делаем обратную замену:
Хоть у нас в показателе и стоит синус, принцип неизменный: приводим обе части уравнения к одному основанию:
Основания равны, следовательно . Как видите, вся сложность состоит лишь в том, что в итоге мы получили не линейное или квадратное уравнение, а тригонометрическое. Но и их мы уже умеем решать:
Ответ: .
Есть еще один тип показательных уравнений, которые решаются заменой. Это однородные уравнения. С подобным типом мы уже сталкивались ранее, например, в тригонометрии. Показательные однородные уравнения похожи на них: у них также должна быть одинаковая степень у всех слагаемых, а в правой части – стоять ноль.
Задание 18. Решить уравнение:
Решение.
Для начала, как и во всех показательных уравнениях, попробуем привести степени к одинаковым основаниям, разложив имеющиеся основания на простые множители:
Получаем:
Видим, что это однородное уравнение: у слагаемых степени одинаковы: , справа в уравнении стоит . Идея решения похожа у всех однородных уравнений: делим на . Это выражение не равно нулю, имеем право делить. Получим:
Или, применив свойства степеней:
Теперь уже можем сделать замену:
Тогда:
Получаем квадратное уравнение:
Его корни:
Делаем обратную замену:
Первое уравнение не имеет решений, второй уравнение имеет корень .
Ответ: .
Логарифмические уравнения и неравенства повышенной сложности
Последнее, на что мы обратим наше внимание на сегодняшнем уроке, это более сложные логарифмические уравнения и неравенства.
Задание 19. Решить уравнение:
Решение.
Вся сложность заключается лишь в том, что неизвестная стоит в основании логарифма, с этим мы еще не сталкивались. Но ничего страшного, действуем по обычному алгоритму.
Первое – указываем ОДЗ. Основание логарифма больше нуля и не равно . Т. е. ОДЗ:
. Приводим левую и правую части к одинаковому основанию. По свойству логарифма:
Получаем:
Основания равны, значит:
Получили квадратное уравнение, корни которого и . Второй корень не входит в ОДЗ. Получаем ответ: .
Ответ: .
В неравенстве также может встретиться переменная в основании логарифма. Алгоритм решения при этом никак не изменится, но будет одно отличие – мы не будем знать, основание больше или меньше 1. А это, напомним, влияет на смену знака неравенства. Поэтому нужно будет рассмотреть два случая: когда основание больше и когда меньше 1. С примером решения подобного неравенства вы можете ознакомиться в ответвлении.
Неравенство с неизвестной в основании логарифма
Задание. Решить неравенство:
Решение.
Для начал выпишем ОДЗ. Под логарифмом – положительная величина:
В основании логарифма – положительная величина не равная единице:
Переходим к решению. Представим левую часть неравенства в виде логарифма с основанием :
Получим:
Основание одинаковы. Но мы не знаем, больше они или меньше. Рассматриваем 2 случая:
1. при знак неравенства не изменится:
Решая неравенство, получим:
Но в рассматриваемом случае , следовательно, останутся только значения (см. рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация к заданию
2. при знак неравенства изменится противоположный:
Решая неравенство, получим:
Это соответствует нашему случаю, значит, все решения подойдут (см. рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к заданию
В итоге получаем (см. рис. 3):
Рис. 3. Иллюстрация к заданию
Осталось учесть ОДЗ: . Изобразим эти условие на оси и найдем пересечение ОДЗ с областью полученных решений (см. рис. 4).
Рис. 4. Иллюстрация к заданию
Получаем ответ: .
В конце урока разберем еще одно логарифмическое неравенство. Алгоритм его решения абсолютно такой же, как и в более простом примере, разобранном ранее: указываем ОДЗ, приводим к одному основанию и решаем полученную систему неравенств. Сложность данного примера будет заключаться лишь в количестве полученных неравенств в системе. Поэтому мы посмотрим, как их количество можно уменьшить и упростить решение.
Задание 20. Решить неравенство:
Решение.
ОДЗ:
Приведем обе части к одному основанию. По свойству логарифмов:
Получаем неравенство:
Основание логарифмов равны и меньше . Записываем неравенство для подлогарифмических выражений и меняем знак неравенства:
С учетом ОДЗ получаем систему неравенств:
Осталось решить эту систему. Можно решать каждое по отдельности. А можно и облегчить себе задачу: , , значит, их произведение также положительное. А из первого неравенства мы знаем, что больше либо равно этому произведению. Значит, оно тоже точно положительно. Получается, второе неравенство автоматически выполняется, если верны 1, 3 и 4 неравенства. Значит, можем его не рассматривать. Остается система из трех неравенств:
Их уже придется решать. Попробуйте сделать это самостоятельно, проверить себя можно ниже.
Решение системы неравенств
Задание. Решить систему неравенств:
Решение.
Решим первое неравенство:
Раскроем скобки и перенесем все слагаемые в левую сторону
Разделим на :
Решим полученное неравенство методом интервалов:
По теореме Виета:
Расставим точки на оси (см. рис. 1).
Рис. 1. Иллюстрация к заданию
Это квадратичный многочлен с положительным коэффициентом при , значит, знаки на интервалах будут (см. рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к заданию
Выберем нужные интервалы (см. рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к заданию
На этой же оси отметим решения двух остальных неравенств (см. рис. 4):
, значит:
, значит:
Рис. 4. Иллюстрация к заданию
Видим, что пересечений у всех трех решений нет. Значит, система не имеет решений.
Ответ: .
Список рекомендованной литературы.
- Алимов Ш. А., Колягин Ю. М., Ткачева М. В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10-11класс. Учебник. – АО «Издательство “Просвещение”».
- Мордкович А. Г., Семенов П. В. Математика. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10-11класс. Учебник. – ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА», 2019.
- Никольский С. М., Потапов М. К., Решетников Н.Н. Алгебра и начала математического анализа, геометрия. 10 класс. Учебник. – АО «Издательство “Просвещение”»
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет.
Рекомендованное домашнее задание.
- Решить уравнения: а) ; б)
- Решить уравнения: а) ; б)
- Решить неравенства: а) ; б)